НАУЧНЫЙ ВКЛАД МОИСЕЯ МАТВЕЕВИЧА РУБИНШТЕЙНА В СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
Анализируется научный вклад известного отечественного ученого, педагога и организатора психологической науки, первого ректора Иркутского государственного университета Моисея Матвеевича Рубинштейна (1878–1953) в становление психолого-педагогического образования в Восточной Сибири. Организаторская, хозяйственная и преподавательская деятельность М. М. Рубинштейна на посту ректора и заведующего кафедрой философии и психологии Иркутского государственного университета проходила в исключительно тяжелых условиях Гражданской войны. Показано, что спустя столетие заложенные М. М. Рубинштейном научные традиции достойно продолжаются преподавателями профильных кафедр и факультетов психологии сибирских вузов. В настоящее время в регионе сложилась организационная макроструктура психологических центров, научно-образовательных подразделений, служб и организаций, позволяющая вести успешную образовательную, практическую и научно-исследовательскую работу в области психологической науки.
Ключевые слова: история психологии, педология, Моисей Матвеевич Рубинштейн, психолого-педагогическое образование, педагогическая психология, Восточная Сибирь, Иркутский государственный университет
Библиография:
1. Асеев В. Г. Краткий очерк истории развития психологического образования в Восточно-Сибирском регионе // Учитель в современном обществе: материалы всерос. науч. – практ. конф. Иркутск, 2010. С. 25–36.
2. Никольская А. А. Некоторые аспекты научного творчества М. М. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 137–145.
3. Сеченова А. А. Исторические условия возникновения Западно-Сибирского учебного округа // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 9 (99). С. 162–167.
4. История открытия Иркутского государственного университета. URL: http://isu.ru/ru/about/history/history_discovery.html (дата обращения: 06.10.2015).
5. Кочурина С. А. Реформа учительских институтов Временного правительства // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 9 (99). С. 168–172.
6. Асеев В. Г. История психологии. Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010. 335 с.
7. Милько Л. В. Социально-педагогическая деятельность С. А. Рачинского на Смоленщине // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 60–64.
8. Саратовцева Н. В. Мой учитель – Ефим Григорьевич Осовский // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2012. Вып. 2 (8). С. 81–86.
9. Карнышев А. Д. Социальная психология управления в школе: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1991. 337 с.
10. Ларионова Л. И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дис. … д-ра психол. наук. Иркутск, 2002. 420 с.
11. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности: дис. … д-ра психол. наук. Иркутск, 2007. 533 с.
12. Чернецкая Н. И. Творческое мышление школьников: особенности, диагностика и развитие. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2007. 146 с.
13. Семенова Е. А. Особенности формирования профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве профессионального колледжа: дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 200 с.
14. Дугарова Т. Ц. Особенности этнического самосознания современных бурят России: дис. … д-ра. психол. наук. М., 2010. 445 с.
15. Корытова Г. С., Корытов И. В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Глобальная научная интеграция. 2013. № 6. С. 109–112.
16. Гунзунова Б. А. Психологические детерминанты устойчивой тревожности личности: дис. … канд. психол. наук. Улан-Удэ, 2003. 154 с.
17. Тудупова Т. Ц. Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка: дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 135 с.
18. Сараева Н. М. Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды. Чита: Изд-во Забайкальского гос. ун-та, 2014. 338 с.
19. Виноградова Н. И. Психологические закономерности становления профессионализма учителя начальной школы: дис. … д-ра. психол. наук. СПб., 2006. 439 с.
20. Сутурина Ю. В. Влияние педагогической эмпатии и проявлений алекситимии на академическую успеваемость студентов: дис. … канд. психол. наук. Чита, 2011. 209 с.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 132 — 140
Скачиваний: 1289