ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ О СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-62-71
Запрос на исследование возможностей и особенностей пространства современного высшего учебного заведения является весьма актуальным. Важно понимать, существует ли взаимосвязь между специально организованным пространством и возможностью для студентов приобрести дополнительные общекультурные и профессиональные компетенции, такие как способность к коммуникации в межкультурной среде, к самоорганизации и самообучению. Восприятие и познание среды вуза, ее психологическая интерпретация определяют смысл и характер профессионального развития и саморазвития участников образовательного процесса, детерминирует действия студентов и преподавателей в ней. В статье представлены результаты исследования инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса, дан анализ особенностей восприятия среды университета студентами и преподавателями, определена динамика восприятия среды вуза на разных этапах профессионального обучения студентов. Результаты исследования положены в основу разработки концепции универсальной среды современного городского университета. Общие положения концепции универсальной среды городского университета строятся на базе образовательных потребностей студентов и преподавателей в обучении, в общении, в ресурсах. Исходя из этого универсальная среда городского университета предполагает: среду для сотрудничества, активного пространства для неформального общения; социальное пространство для поддержки студенческого сообщества; активное проживание студенческой жизни в пределах инфраструктуры университета; инновационные обучающие пространства; создание условий для личностно ориентированного обучения и взаимодействия, повышения у участников образовательного процесса образовательной, социальной, интеллектуальной мотивации. Основными направлениями инфраструктурных преобразований университета является входная зона, внутренние помещения общего пользования (рекреации, коридоры, лестничные марши), аудиторные и административные помещения.
Ключевые слова: индивидные места поведения, личностно ориентированные места, представления об университетской среде, среда вуза, субъектно-деятельностные места, характеристики мест в вузе
Библиография:
1. Иванова Е. В., Виноградова И. А., Никитаева М. В. Разработка концепции универсальной среды Московского городского педагогического университета // Вестн. Московского гор. пед. ун-та. 2016. № 2 (36). С. 19–30.
2. Соловьева Е. А. Основы средовой психологии. СПб.: СПбГАСУ, 2006. 188 с.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“». URL: rg.ru (дата обращения: 16.09. 2016).
4. Иванова Е. В. Городская среда глазами московских студентов // Материалы VI Российской конференции по экологической психологии. М.: ПИ РАО, 2012. С. 164–167.
5. Доронина Т. В. Возрастные особенности восприятия пространственно-предметного компонента образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. URL: www/psyedu.ru. (дата обращения: 16.09.2016).
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 62 — 71
Скачиваний: 1140