ОРГАНИЗАЦИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-23-31
Показаны особенности ФГОС ВО подготовки инженерных кадров для дорожной отрасли России, инновационно развивающейся в направлениях проектирования, строительства, ремонта и содержания транспортных сооружений. Современные технологии проектирования, производства и применения традиционных и нетрадиционных материалов в дорожных и проектно-изыскательских организациях требуют от выпускников учебных заведений не только компетентной эрудиции в широчайшем спектре знаний, но и умения включаться в производственный процесс, имея минимальный адаптационный период. Рассмотрена причина продолжительного периода адаптации молодого специалиста к функционированию в условиях реального производства работ с учетом его особенностей (разъездной характер, изыскания или осуществление технологических процессов в поле). Отмечено, что продолжительная адаптация молодого специалиста на производстве в значительной мере связана с несовершенством учебных планов подготовки и бакалавров, и специалистов. Например, стандартно принятая продолжительность производственных практик для студентов в процессе обучения не превышает четырех недель для бакалавриата и после второго, и после третьего семестров, что явно недостаточно для освоения особенностей производственных процессов и отношений. Существенная роль в обеспечении качества подготовки студентов технического университета принадлежит организации освоения компетенций многопредметно изучаемых профильных дисциплин. Новизна излагаемого опыта обучения состоит в применении известных методов активизации познаний студентами технического вуза (пассивных, активных и интерактивных) на платформе учебного плана, предполагающего концентрированное (блочное) усвоение дисциплин, предусмотренных стандартом. Среди методов обучения, применяемых при подготовке кадров для дорожной отрасли, отражены межкафедральное взаимодействие в курсовом проектировании, сквозное семестровое проектирование, включающее этапные (семестровые) курсовые работы, проекты производства и организации работ. Приведены особенности организации освоения компетенций студентами, отличающиеся новизной и способствующие качественному выполнению функциональных обязанностей недавно окончивших технический вуз выпускников, что актуально для инновационно развивающегося производства.
Ключевые слова: концентрированное обучение, цикловой метод обучения, качество подготовки, организация учебного процесса, компетенции, адаптация выпускника, модель интенсификации познания, межкафедральное взаимодействие
Библиография:
1. Паспорт. Техническая политика Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на период до 2020 г. М.: Автодор-Инжиниринг, 2015. 83 с.
2. Ибрагимов Г. И. Концентрированное обучение: теория, история, практика. Казань, 2010. 364 с.
3. Дунаенко Е. В. Модель реализации концентрированного обучения литературе в средней профессиональной школе // Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2014. С. 163–165. URL: http://teoria-practica.ru/rus/fi les/arhiv_zhurnala/2014/2/pedagogika/dunayenko.pdf (дата обращения: 14.02.2018).
4. Ибрагимов Г. И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе. Казань, 1997. 60 с.
5. Гитман Е. К., Хлыбова М. А. Концентрированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе. Пермь: Прокрость, 2014. 135 с.
6. Gitman E. K., Danilov A. N., Stolbova I. D. Assessment of openness of educational system of the university on the basis of synergetic approach // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 2017. № 2. С. 321–327.
7. Игнатова В. В., Андриенко А. В. Современные педагогические технологии обучения в техническом вузе. Красноярск: Сиб. гос. технолог. ун-т, 2008. 231 c.
8. Ващенко Д. Г., Андриенко А. В. Изучение уровня сформированности профессиональных компетенций молодого специалиста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 9 (87). С. 5–10.
9. Вильданов И. Э. Организационно-педагогические условия концентрированной и традиционной систем обучения в техническом вузе (на примере изучения специальных дисциплин): дис. … канд. пед. наук. Казань, 2005. 194 с.
10. Клюева Г. А. Концентрированное обучение теоретическим основам профессии в начальной профессиональной школе: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2000. 175 с.
11. Остапенко А. А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. Краснодар, 1998. 76 с.
12. Калашников Л. О. О цикловой системе преподавания // Научный работник. 1930. № 4. С. 52–63.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 23 — 31
Скачиваний: 1037