СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕКТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОТНОСИТЕЛЬНО РОЛИ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-143-151
Рассматривается вопрос представлений педагогов образовательных учреждений о роли школьного психолога в современном образовательном процессе. Подчеркивается особая роль школьного психолога, осуществляющего психологическую поддержку всех субъектов образовательного процесса в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Представлены результаты изучения экспектаций педагогов об основных целях деятельности, направлениях и формах работы педагога-психолога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Дана характеристика представлений педагогов о профессионально важных качествах школьного психолога, работающего в современных образовательных условиях. В перечень наиболее значимых профессиональных качеств школьного психолога вошли: доброжелательность, жизненный опыт, интеллектуальность, любовь к людям, ответственность, отзывчивость, стремление к сотрудничеству, уважение к личности, умение работать в команде, умение слушать. Описаны основные задачи, выделяемые педагогами, которые, по их мнению, являются наиболее приоритетными в рамках деятельности школьного психолога по отношению к разным субъектам образовательного процесса. Выделены значимые социально-психологические условия профессиональной деятельности педагога-психолога в реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Выявлена высокая степень заинтересованности педагогов образовательных учреждений в сопровождении педагогом-психологом образовательного процесса в современных условиях.
Ключевые слова: экспектации педагогов, роль психолога в условиях реализации ФГОС, профессионально важные качества педагога-психолога
Библиография:
1. Дорохина Л. Л., Рощупкина И. В. Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС. URL: https://infourok.ru/rol-pedagogapsihologa-v-usloviyah-realizacii-fgos-341592.html (дата обращения: 14.12.2020).
2. Битянова М. Р. Психолог и ФГОС: новые функции на новом этапе // Школьный психолог. 2015. № 1. С. 4–6.
3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2008. 298 с.
4. Зиновьева М. В., Никифорова Г. В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога. 2012. № 4. С. 4–8.
5. Болсуновская Н. Первые шаги: психологическое сопровождение внедрения новых образовательных стандартов // Школьный психолог. 2011. № 15. С. 35–40.
6. Кузьменкова О. В. Анализ запросов на профессиональную деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС (на материале г. Оренбурга и Оренбургской области) // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. Всеросс. научно-метод. конф. Оренбургский гос. пед. ун-т, 2017. С. 115–118.
7. Орлов В. А. О согласованности экспектаций в системе профессионального взаимодействия школьного психолога и педагога // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. Вып. 3 / под ред. М. Ю. Кондратьева. М.: МГППУ, 2005. С. 83–87.
8. Орлов В. А. Исследование экспектаций субъектов школьного образовательного процесса относительно целей, задач и профессионально важных качеств школьного психолога // Психология образования: региональный опыт (Москва, 13–15 декабря 2005 г.): материалы Второй национ. науч.-практ. конф. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. С. 63–64.
9. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Питер, 2014. 672 с.
10. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь: в 2 т. М.: АСТ: Вече, 2013. Т. 2. 528 с.
11. Решетникова О. Б. Как нам разобраться со стандартами? О роли психолога в работе по внедрению новых ФГОСов // Школьный психолог. 2012. № 8. С. 51–54.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 143 — 151
Скачиваний: 651