СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ИМПЕРАТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-115-123
Рассматривается социокультурный подход как основание современного образования, ориентированного на личность в полноте ее культурно-воспроизводительной деятельности. Исследуется связь социокультурного подхода и музея, обусловливающая изменение образовательной деятельности последнего. Актуализируется проблема расширения образовательных возможностей музея, обострившаяся в условиях социальной необходимости поиска альтернативных методов взаимодействия с личностью. Обращение к социокультурному подходу как методологии деятельности музея позволяет изменить конфигурацию общения, в качестве цели обозначив включение в процесс коммуникации личность человека как равнозначного субъекта коммуникации наравне с культурой и социумом. В соответствии с запросом общества музейная коммуникация как метод сотрудничества с личностью в образовательной практике музея становится первостепенной. Анализ образовательной деятельности музея позволяет проследить влияние коммуникационных процессов, трансформирующих содержание, образовательную среду и результаты образования в музее, придавая им личностно значимые смыслы. Следовательно, присвоение личностью разнообразия социокультурного опыта становится ключевой задачей образовательной деятельности музея, что отвечает современной социокультурной ситуации.
Ключевые слова: социокультурный подход, образовательная деятельность музея, музей, коммуникация, образование
Библиография:
1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 219.
2. Акулич Е. М. Музей как социальный институт // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 78–89.
3. Абрамян Э. С. Основания воспроизводственных процессов в культуре // Ускорение социально-экономических процессов и культурные проблемы социальной организации (основания исследования культурных процессов). М., 1987. С. 7–19.
4. Петрунина Л. Я. От традиционного музея к социальному институту // Вопросы музеологии. 2020. T. 11, № (1). С. 133–140.
5. Сапанжа О. С. Музейное образование и музейная педагогика в Российской академической традиции и практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 35–44.
6. Гнедовский М. Б. Музей в системе непрерывного образования. Серия: Музейное дело и охрана памятников. М.: Экспресс-информ: НИО «Информкультур», 1990. С. 16.
7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004. С. 148.
8. Библер С. В. Культура и школа XXI века // Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы: сб. ст. Кемерово, 1993. С. 35.
9. Коробкова Е. Н. Другой взгляд на открытое образование: социокультурный контекст // Педагогика искусства. 2019. № 2. С. 21–28.
10. Суртаева Н. Н., Милованова Н. Г., Иванова О. А. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность в основе социокультурного подхода // Мир кульуры, науки, образования. 2019. № 4 (77). С. 73–75.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 118 — 123
Скачиваний: 633