АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, УРОВНИ РАЗВИТИЯ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-68-75
Представлен аналитический обзор проблемы развития аналитических умений студентов в вузе. Дана сравнительная характеристика понятий «аналитические умения» и «аналитические способности». Сделан вывод, что аналитические способности являются свойством личности, а аналитические умения – освоенный опыт деятельности. Рассмотрены основные мыслительные действия, лежащие в основе аналитических умений. Дается сравнение двух групп аналитических умений: аналитико-прогностические и аналитико-рефлексивные. Обосновывается тезис о том, что развитие аналитических умений невозможно без получения новых знаний. Значительное внимание уделено структуре понятия «аналитические умения». Определена необходимость развития аналитических умений у студентов для профессионального становления будущих специалистов. Сделан вывод о том, что для развития аналитических умений требуется время, это длительный, системный процесс в профессиональном образовании. Выявлены факторы (позитивные и негативные), влияющие на развитие аналитических умений студентов. Уделено внимание заданиям и упражнениям (кейс-заданиям), направленным на изучение развития аналитических умения студентов. Для диагностики уровня развития аналитических умений студентов разработаны показатели, а также представлена характеристика уровней развития аналитических умений студентов вуза – низкий, средний, высокий. Представлены результаты пилотажного исследования по выявлению уровня развития аналитических умений студентов гуманитарных направлений подготовки. Исследование проводилось в вузах городов Ставрополя и Краснодара. Результаты исследования показали, что у студентов преобладает средний и низкий уровень развития аналитических умений. На основе полученных результатов выявлены причины низкого уровня развития аналитических умений у современных студентов.
Ключевые слова: аналитические умения, аналитические способности, аналитическое мышление, студенты, высшее образование, аналитические функции
Библиография:
1. Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф. Об оценке уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 62–70.
2. Мёдова Н. А., Байгулова Н. В. Создание мотивационного пространства студентов и преподавателей средствами смешанного обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. № 1 (35). С. 104–110.
3. Саенко Л. А., Затеева Т. Г. Особенности профессионального становления студентов в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 271–272.
4. Саенко Л. А., Соломатина Г. Н. Сущность и структура воспитательного пространства // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2020. № 5 (80). С. 212–219.
5. Овсянникова И. Г. Педагогические средства формирования у будущих учителей аналитических умений в условиях диалога культур // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2013. № 4. С. 156–167.
6. Боно Э. Серьезное творческое мышление / пер. с англ. Д. Я. Онацкая. Минск: Попурри, 2005. 416 с.
7. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
8. Сорокун П. А. Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003. 312 с.
9. Рябова О. В. Исследовательская деятельность как средство формирования познавательно-аналитических умений у младшего школьника // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 297–301.
10. Мокрый В. Ю., Путькина Л. В. Применение case-средств для подготовки менеджеров в гуманитарном вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 91–101.
11. Шабанова И. А., Ковалева С. В. Критериальный подход к оценке качества выполнения ситуационных задач // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 131–138.
12. Шварева О. В. Формирование субъектной позиции бакалавров средствами кейс-метода и моделей организации совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 94–100.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 68 — 75
Скачиваний: 811