ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-229-235
Актуализируется необходимость повышения личностной успешности школьников. Обосновывается значимость формирования личностных образовательных результатов у подростков в процессе обучения. Дается определение «Я-концепции» и выделяется целесообразность формирования положительного образа Я у подростков. Ставится цель – описать эффективность психолого-педагогических условий формирования положительной «Я-концепции» школьников на примере опыта реализации научно-прикладного проекта. Дается характеристика трех психолого-педагогических условий. Они предполагают разработку курсов внеурочной дельности, включение школьников в кадетское движение и содействие педагогам в развитии готовности формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся основной школы. Описывается опыт общеобразовательной организации, реализующей данные условия. Приведены результаты первичной и повторной диагностики сформированности личностных образовательных результатов у обучающихся подросткового возраста. Исходя из выявленной динамики развития школьников, делается вывод об эффективности выдвинутых психолого-педагогических условий. Теоретическая ценность исследования выражена в обогащении научных исследований предложенными психолого-педагогическими условиями. Практическая значимость статьи заключается в возможности внедрения данных условий в практику большинства общеобразовательных организаций Российской Федерации.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, положительная «Я-концепция», общеобразовательная организация, курсы внеурочной деятельности, кадетское движение, обучение педагогов
Библиография:
1. Смирнов А. Н. О понятиях «Я-концепция» и «Концепция жизни личности» // Вестник Саратовского гос. социально-эконом. ун-та. 2006. № 13. С. 143–146.
2. Красницкая Е. С. Психолого-педагогический подход к проблеме личностного развития педагогов в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 4 (41). С. 98–108.
3. Буров К. С. Роль психолого-педагогических знаний в освоении учителями общеобразовательных школ стратегий содействия профессиональному самоопределению обучающихся // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 4 (45). С. 112–121.
4. Ильясов Д. Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей. Челябинск: ЧИППКРО, 2019. 232 с.
5. Сорокоумова Е. А., Талакова Е. А. Программа изучения содержательных аспектов Я-концепции детей младшего школьного возраста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 14 (2-2). С. 403–407.
6. Архипова М. Г. Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа Я у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Инновационная наука. 2017. № (4-2). С. 170–172.
7. Щебланова Е. И. Интеллектуальная Я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. № 9 (4). С. 23–38.
8. Краснорядцева О. М., Гайнанова А. Р. Типологические особенности проявлений становления Я-концепции подростков // Сибирский психол. журн. 2008. № 29. С. 74–78.
9. Суворова О. В., Черемисова И. В., Мамонова Е. Б. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка // Вестник Мининского ун-та. 2016. № 2 (15). С. 36–42.
10. Ильясов Д. Ф., Севрюкова А. А., Кудинов В. В., Селиванова Е. А. Диагностика личностных планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: учеб.-метод. пособие. Челябинск, 2017. 176 с.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 229 — 235
Скачиваний: 692