РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОСГВАРДИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-156-165
Целью исследования является определение роли самостоятельности в военной службе офицеров и ее влияние на успешное выполнение служебно-боевых задач. Рассмотрена структура деятельности человека, а также место в ней элементов самостоятельности. На основе исследования научной литературы определяются основные структурные элементы понятия «самостоятельность», что позволяет интерпретировать результаты проведенного анализа отзывов на выпускников военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Выявленные недостатки в подготовке военных специалистов позволяют сделать вывод о недостаточном развитии самостоятельности в их служебной деятельности. Из этого следует, что зафиксированный уровень развития самостоятельности препятствует проявлению нестандартного, нешаблонного мышления, а также значительно затормаживает саморазвитие офицера как личности и специалиста. Особое внимание уделяется формированию практических навыков курсантов военных вузов, соответствию решения практических задач на занятиях реальным запросам командования различного уровня. Проанализированы возможные причины формирования практических навыков выпускников на уровне ниже ожидаемого и проблема адаптации младших офицеров к новым вызовам. Также в ходе исследования определены основные пути решения проблемы морального устаревания предлагаемых в ходе практических занятий «жизненных» ситуаций. Важно отметить, что уровень профессиональных компетенций выпускников военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации тесно взаимосвязан с практикой их применения. Отмечено, что деятельность курсанта и офицера схожа по своей структуре, что позволяет предложить более результативные способы формирования их поведения в нестандартных/критических ситуациях.
Ключевые слова: самостоятельность, офицер, личность, деятельность, выпускник, опыт, саморазвитие, военный институт, образовательный процесс
Библиография:
1. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
2. Алмазова Т. А. Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1987. 132 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
4. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. № 9. С. 103–105.
5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. Т. 2. С. 309–310.
6. Педагогический словарь: в 2 т. / под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во АПН, 1960. Т. 1. С. 327.
7. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=34006 (дата обращения: 12.05.2021).
8. Большая советская энциклопедия: в 30 т. М.: Сов. энцикл., 1972. Т. 8. С. 528.
9. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М.: Либроком. 280 с.
10. Косолапова Л. А. Организация самостоятельной работы студентов в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования // Вестник Пермского гос. гуманитарно-пед. ун-та. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 2-2. С. 66–70.
11. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 12.05.2021).
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 156 — 165
Скачиваний: 540