Идеи народной педагогики в области здорового образа жизни в профессиональной подготовке педагогов дошкольного и начального образования
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-4-36-44
В современных социокультурных условиях возрастает востребованность народного опыта в физическом воспитании, формировании здорового образа жизни. Проанализирован педагогический багаж народной педагогики с позиции идей в области физического воспитания и здорового образа жизни, выявлена степень готовности студентов к реализации идей народной педагогики в области здорового образа жизни, скорректировано содержание учебных дисциплин с включением в них народных ценностей в области здорового образа жизни. Анализ пословиц и поговорок позволил выделить несколько аспектов здорового образа жизни, представленных в них: значение здоровья, движения, питания в жизни человека, роль трудовой деятельности, актуальность закаливания. Систематизированы основные факторы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения: практические (народные игры), ценностно-смысловые (традиции и обычаи), словесно-нормативные (пословицы и поговорки). С целью определения готовности студентов к использованию традиций и средств народной педагогики в физическом воспитании дошкольников и младших школьников была разработана анкета и проведено анкетирование 95 студентов первого и второго курсов дневного и заочного отделений факультета педагогики и психологии по трем профилям: «Дошкольное образование. Начальное образование», «Дошкольное образование», «Начальное образование. Дополнительное образование». Результаты анкетирования позволили наметить направления включения мудрости народного воспитания в содержание профессиональной подготовки будущих педагогов. Результаты анкетирования показали целесообразность включения в дисциплины профессиональной подготовки разделов, раскрывающих взгляды народов на здоровый образ жизни, традиционные народные средства физического воспитания и методику их применения в детских садах и начальной школе; повышение общекультурного уровня студентов при изучении дисциплин «Этнопедагогика», «Формирование полиэтнической культуры младших школьников», региональной культуры.
Ключевые слова: народная педагогика, здоровый образ жизни, студенты, профессиональная деятельность, народные игры, воспитатель, учитель начальных классов
Библиография:
1. Исаева Т. И. Формирование здорового образа жизни подростков народными оздоровительными средствами: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2014. 23 с.
2. Вайнер Э. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. М.: Литагент Кнорус, 2015. 308 с.
3. Рудова А. И. Идеи народной педагогики в формировании личности // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2000. № 3. С. 46–49.
4. Галиев Р. Р., Маликов Т. Р. Воспитание здорового образа жизни как ценность в народной педагогике (на материале татарских пословиц и поговорок // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-5. С. 1152–1155. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35695 (дата обращения: 20.11.2022).
5. Этнопедагогика традиционной физической культуры: учебно-метод. пособие / авт.-сост. Х. Д.-Н. Ооржак, С. Я. Ооржак. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. 70 с.
6. Кулова И. Р. Идеи и опыт физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. 134 c.
7. Игры народов ССР / сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьев. М.: Физкультура и спорт, 1985. 269 с.
8. Захарова Л. М. Этнокультурная компетентность студентов как условие их готовности к организации воспитательного процесса детей в поликультурной среде. 2-е изд., доп. М., 2022. 159 с.
9. Виноградов Г. С. Народные игры и педагогика. М.: МГДД(Ю)Т, 2013. 128 с.
10. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. М.: ВАКО, 2022. 160 с.
Выпуск: 4, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 36 — 44
Скачиваний: 324