Образовательные возможности виртуальных образовательных лабораторий: анализ сложившейся практики
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-6-134-142
В процессе цифровизации образования накапливается новый опыт, совершенствуется методическое обеспечение образовательного процесса и формируется методологическая основа цифровой дидактики. Включение виртуальных образовательных лабораторий в учебный процесс диктуется особенностями цифровой образовательной среды, но сталкивается с некоторыми проблемами: недостаточной безопасностью виртуальной образовательной среды из-за отсутствия технических регламентов, отсутствием единого методологического подхода, несовершенством нормативной базы. Делается попытка обобщить и систематизировать опыт внедрения виртуальных образовательных лабораторий в систему школьного обучения. Анализируются подходы к определению понятия «виртуальная лаборатория» как средства, так и метода научного познания, основной чертой которого является безопасность интерактивной творческой экспериментальной деятельности. Предложена классификация виртуальных лабораторий по многомерности, имитационности, форме представления информации, свободе познавательного творчества, модальности восприятия. Обозначены требования к визуализации объектов в виртуальных образовательных лабораториях с учетом ведущего (визуального) канала восприятия современных школьников. Рассмотрены образовательные возможности и некоторые риски включения тактильного канала восприятия детей при обучении в виртуальных образовательных лабораториях. Рассмотрены виды процессов, которые можно моделировать в виртуальных лабораториях. Проведено исследование эффективности идентификации графических объектов различной сложности учениками начальных классов. На основе полученных данных разработаны принципы организации обучения в виртуальных образовательных лабораториях: имитации реальности, научности/достоверности данных, ответственного отношения (этики обучения в виртуальных образовательных лабораториях).
Ключевые слова: виртуальная образовательная лаборатория, классификация виртуальных образовательных лабораторий, идентификация графических объектов младшими школьниками, функциональная грамотность
Библиография:
1. Турданов К., Палуанова А. Д., Ешбаева М. М. Особенности виртуальных лабораторий // ReFocus. 2023. № 2. С. 124–127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-virtualnyh-laboratoriy (дата обращения: 22.03.2023).
2. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Виртуальные образовательные лаборатории: принципы и возможности // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyeobrazovatelnye-laboratorii-printsipy-i-vozmozhnosti (дата обращения: 23.03.2023).
3. Ibrahem U. M., Alsaif B. S., Alblaihed M., Ahmed S. S.I., Alshrif H. A., Abdulkader R. A., Diab H. M. Interaction between cognitive styles and genders when using virtual laboratories and its influence on students of health college’s laboratory skills and cognitive load during the Corona pandemic // Heliyon. 2022. Vol. 8, № 4. URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09213 (дата обращения: 30.03.2023).
4. Schlegelmilch K., Wertz A. E. Grass and gravel: Investigating visual properties preschool children and adults use when distinguishing naturalistic images // Cognitive Development. 2023. Vol. 66. URL: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2023.101324 (дата обращения: 30.03.2023).
5. Масленников В. А. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 240 с.
6. Liu H., Zhang Z., Jiao Z., Zhang Zh., Li M., Jiang Ch., Zhu Y., Zhu S.-Ch., A reconfigurable data glove for reconstructing physical and virtual grasps // Engineering. 2023. P. 1–29. URL: https://doi.org/10.1016/j.eng.2023.01.009 (дата обращения: 23.03.2023).
7. Perquin M. N., Taylor M., Lorusso J., Kolasinski J. Directional biases in whole hand motion perception revealed by mid-air tactile stimulation // Cortex. 2021. Vol. 142. P. 221–236. URL: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2021.03.033 (дата обращения: 23.03.2023).
8. Walsh Y., Magana A., Yuksel T., Krs V., Ngambeki I., Berger E., Benes B. Board # 39: Identifying Affordances of Physical Manipulative Tools for the Design of Visuo-haptic Simulations. (2017). doi: 10.18260/1-2—27845.
9. Zhuoluo M. A., Liu Y., Zhao L. Effect of haptic feedback on a virtual lab about friction // Virtual Reality & Intelligent Hardware. 2019. Vol. 1 (4). P. 428–434 doi: 10.1016/j.vrih.2019.07.001
10. Глоба А. Гибридная модель для вовлечения студентов в практические онлайн-занятия // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 3. С. 7–35. doi: 10.17323/1814-9545-2022-3-7-35
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 134 — 142
Скачиваний: 323