Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 14.06.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №4 ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Пасичниченко Венера Замильевна, Маланов Иноккентий Александрович, Шибанова Юлия Валентиновна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-150-159

Информация об авторе:

Пасичниченко Венера Замильевна, заведующая отделением дополнительного образования, Иркутский технологический колледж (ул. Фурье, 16, Иркутск, Россия, 664003). Е-mail: venpas@yandex.ru Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (ул. Смолина, 24, Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия, 670000). Е-mail: pedagogika@bsu.ru Шибанова Юлия Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (ул. Смолина, 24, Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия, 670000). Е-mail: shibanova1001@mail.ru

Стремительно развивающийся процесс цифровизации экономики обусловил динамические изменения в среднем профессиональном образовании. Цифровая экономика выступает одним из основных источников образовательного целеполагания. Социальный заказ к результатам среднего профессионального образования (СПО) сформулирован в перечне формируемых профессиональных и общих компетенций, содержание которых существенно меняется под влиянием цифровизации. Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед профессиональными образовательными организациями задачу по выполнению их требований. Актуальной становится проблема выбора методов, технологий обучения, направленных на формирование у студентов общих компетенций и принципов, способов, методов их оценки. Вопрос формирования общих компетенций студентов на всех этапах обучения и воспитания является одним из актуальных в практике среднего профессионального образования России. Анализ нормативно-правовых документов, теоретических подходов, условий и результатов практической учебно-воспитательной деятельности позволил выявить актуальность и специфику процесса формирования у студентов СПО общих компетенций в условиях цифровых возможностей. Рассмотрены определяющие факторы, возможности внеурочных дистанционных состязательных технологий. Определена структура и разработана структурно-функциональная модель формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования в процессе внеурочных дистанционных состязательных образовательных мероприятий, представляющая целостную дидактическую систему, состоящую из структурных компонентов: целевого, средового, содержательного, процессуально-оценочного блоков. В представленной педагогической модели отражены необходимые элементы, образующие педагогический процесс. Включенные в модель составные части взаимосвязаны, несут определенную смысловую нагрузку и обусловливают друг друга. Особенностью педагогической модели является целенаправленное применение специальных механизмов формирования общих компетенций студентов, используемых в дистанционных образовательных технологиях для организации внеучебной состязательной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования общих компетенций студентов и использовании разработанной модели в образовательном процессе СПО в условиях цифровизации.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, общие компетенции, национальная рамка квалификаций, цифровизация, внеурочные дистанционные состязательные технологии

Библиография:

1. Есенина Е. Ю. Управление профессиональной образовательной организацией с участием работодателей: подходы к решению проблемы // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 4. С. 4.

2. ФГОС специальности среднего профессионального образования. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 15.03.2021).

3. Боттаева Д. Ю. Сформированность профессиональных компетенций обучающихся как основа качества подготовки выпускников вузов // Вестник ун-та. 2016. № 6. С. 243–248.

4. Приказ Минтруда России № 148н от 12.04.2013 «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ (дата обращения: 17.03.2021).

5. Лейбович А. Н. Совершенствование инструментов управления квалификациями и качеством подготовки кадров требует системной работы. URL: https://bc-nark.ru/news/57343// (дата обращения: 25.03.2021).

6. НСК – конструктор карьеры. URL: https://bc-nark.ru/projects/education/constructor (дата обращения: 12.04.2021).

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 104 от 17.03.2020 «Об организации образовательной деятельности» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73679183// (дата обращения: 15.02.2021).

8. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.

9. Паспорт Национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол 16 от 24.12.2018). URL: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 20.03.2021).

10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. и др. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004. 416 с.

11. Соловов А. Электронное обучение – новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 104–112.

12. Сайедамин А. Дистанционные образовательные технологии как средство саморазвития студентов. URL: https://www.dissercat.com/content/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-kak-sredstvo-samorazvitiyastudentov (дата обращения: 11.04.2021).

13. Маланов И. А., Пасичниченко В. З. Роль внеурочных дистанционных состязательных технологий в подготовке студентов среднего профессионального образования в условиях цифровизации образовательного процесса // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 5 (33). C. 87–91.

14. Положение о Х Межрегиональной дистанционной олимпиаде по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». URL: http://иртк.рф/news_page/h_mezhregional_naya_distancionnaya_olimpiada_po_special_nosti_ekonomika_i_buhgalterskij_uchyot/ (дата обращения: 11.04.2021).

15. Положение о проведении VIII открытого межрегионального конкурса профессионального мастерства «Паруса мечты – 2021» с международным участием. URL: https://www.чпк2.рф (дата обращения: 11.04.2021).

pasichnichenko_v._z._150_159_4_38_2021.pdf ( 460.2 kB ) pasichnichenko_v._z._150_159_4_38_2021.zip ( 449.56 kB )

Выпуск: 4, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Страницы: 150 — 159

Скачиваний: 1021

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ