Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 14.06.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №4 РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Асмоловская Мария Владимировна, Валеев Агзам Абрарович

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-177-187

Информация об авторе:

Асмоловская Мария Владимировна, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ул. Кремлевская, 18, Казань, Россия, 420008). E-mail: asmolovskaymaria@yandex.ru Валеев Агзам Абрарович, доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ул. Кремлевская, 18, Казань, Россия, 420008). E-mail: agzam.valeev1952@yandex.ru

Деятельностный характер современного высшего образования настоятельно требует сегодня введения в его содержание и формирования у студентов рефлексивных компетенций, что может говорить о важном направлении модернизации образования в целом. Это касается, в частности, и обучения иностранному языку, где существенным образовательным ресурсом становится использование интерактивных технологий, когда в условиях постоянного обновления информации становится столь необходимым ее рефлексивное обобщение. В этой связи использование студентами интерактивных технологий в ходе изучения иностранного языка с точки зрения их рефлексивной готовности к этому становится особенно актуальным, поскольку студенты не обладают еще достаточным умением выявлять причинно-следственные связи в лингвистических аспектах изучаемого языка. Проблема развития рефлексивной готовности студентов к использованию интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку обусловливается потребностью обновления вузовской системы образования, где имеют место определенные противоречия. Это касается, например, требования по решению проблемы расширения рефлексивной деятельности студента и недостаточной методологической разработанностью качественного введения рефлексии в процесс обучения иностранному языку с учетом использования интерактивных технологий. В связи с этим проанализированы методологические аспекты рефлексивных умений студентов вуза посредством интерактивных технологий. Таким образом, целью настоящей работы стало рассмотрение аспектов развития рефлексивной готовности студентов к использованию интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: студенты вуза, иностранный язык, процесс обучения, рефлексивная деятельность, рефлексивная готовность, интерактивные технологии, языковая личность, мыслительная деятельность, самоанализ, самооценка, самоорганизация

Библиография:

1. Sinagatullin I. M. The impact of globalization on education. New York: Nova, 2006. 221 p.

2. Бизяева A. A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. 238 с.

3. Куриленко Н. С., Чечет В. В. Интерактивная педагогика. М.: Белый Ветер, 2004. 80 с.

4. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии.1994. № 4. С. 76–121.

5. Берулава Г. А. и др. Роль стереотипов психической активности в развитии личности. М.: Гуманитарная наука, 2010. 157 с.

6. Бодалев А. А. Психолого-педагогические проблемы формирования личности // Личность и общение. 1995. С. 9–21.

7. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т. С. Паниной. 3-е изд. М.: Академия, 2007. 176 с.

8. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995. 112 с.

9. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

10. Соколова Л. А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся // Иностранные языки в школе. 2005. № 1. С. 19–26.

11. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. 216 с.

12. Косолапова М. А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе. Томск, 2007. 177 с.

13. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

14. Белозерцева Т. В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 195 с.

15. Ходос Е. А., Бутенко A. B. Критическое мышление: метод, теория, практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. М.: Мирос, 2002. С. 133–139.

16. Казимирская И. И., Торхова А. В., Бычковский П. М. Рефлексивная технология: учеб.-метод. пособие для студ. пед. специальностей. Минск: БГУ, 2004. С. 104–106.

17. Алексеев Н. Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1994. С. 31–56.

18. Астафурова Т. Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 324 с.

19. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. СПб.: Питер, 2005. 48 c.

20. Белошицкий A. B., Бережная И. Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. 2006. № 5. C. 60–67.

21. Буланкина Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве. М.: АПКиПРО, 2002. 208 с.

22. Сороковых Г. В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов. М.: Изд-во МШУ, 2003.178 с.

23. Bandura A. Self-referent thought: A developmental analysis of self-efficacy // GestaIt Theory. 1980. Vol. 2, № 34. P. 147–174.

24. Crumly C. Pedagogies for Student-Centered Learning: Online and On-Ground. Minneapolis: Fortress Press, 2014.

25. Radford J. Reflections on introspections // American Psychologist. 1974. Vol. 29. P. 245–250.

26. Thorne S. L., Black R.W. Language and Literacy Development in Computer-mediated Contexts and Communities // Annual Review of Applied Linguistics. 2007. Vol. 27. P. 133–160.

27. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 c.

28. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 182 с.

29. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: Высшая школа, 1989. 238 с.

30. Аствацатуров Г. О. Приемы обратной связи. Попс-формула URL: http://didaktor.ru/priyomy-obratnoj-svyazipops-formula (дата обращения: 24.03.2021).

asmolovskaya_m._v._177_187_4_38_2021.pdf ( 367.89 kB ) asmolovskaya_m._v._177_187_4_38_2021.zip ( 357.68 kB )

Выпуск: 4, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Страницы: 177 — 187

Скачиваний: 1166

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ