Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.06.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Улыбина Екатерина Владимировна, Вербианова Ольга Михайловна, Груздева Ольга Васильевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-181-188

Информация об авторе:

Улыбина Екатерина Владимировна, старший преподаватель, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: fyodorova_90@inbox.ru Вербианова Ольга Михайловна, кандидат биологических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: verbianova@kspu.ru Груздева Ольга Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: gruzdeva@kspu.ru

Представлен анализ проблемы развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. Обоснована актуальность целенаправленной психолого-педагогической работы с часто болеющими детьми и их семьями. Приводятся результаты диагностики самостоятельности 73 здоровых и 73 часто болеющих детей 5–7 лет, проведен сравнительный анализ полученных данных. Сделан вывод, что средние значения числовых выражений развития самостоятельности выше в группе здоровых детей по сравнению с группой часто болеющих детей. Изучение достоверности различий фактического материала в различных возрастных группах (дети 5–6 и 6–7 лет) показало, что с возрастом развитие самостоятельности часто болеющих детей начинает существенно отставать от развития изучаемого показателя у здоровых детей. Выделены детерминанты развития самостоятельности часто болеющих детей: недостаточность профессионального управления развитием самостоятельности в дошкольном образовательном учреждении и стихийность воспитания самостоятельности детей в семье. Сформулированы направления оказания поддержки детям и родителям в вопросах развития самостоятельности часто болеющих старших дошкольников.

Ключевые слова: часто болеющий ребенок, воля, волевые качества личности, самостоятельность, самоконтроль, дошкольная образовательная организация, семья, семейное воспитание, особые возможности здоровья

Библиография:

1. Ражабова Ф. П. Роль волевых процессов в формировании личности // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 106–109.

2. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. Москва; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. 232 с.

3. Anderson P. Assessment and development of executive function (EF) during childhood // Child Neuropsychology. 2002. Vol. 8. P. 71–82. DOI: 10.1076/chin.8.2.71.8724

4. Barkley R. A. The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective // Neuropsychology Review. 2001. Vol. 11. P. 1–29. DOI: 10.1023/A:1009085417776

5. Теплюк С. Н. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. 1991. № 7. С. 67.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.

7. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб.: Речь, 2007. 123 с.

8. Волкова О. Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer10.php (дата обращения: 30.08.2020).

9. Груздева О. В., Улыбина Е. В., Вербианова О. М. Возможности и механизмы компенсаторного развития часто болеющих детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2018. № 3 (45). С. 135–143.

10. Adler N., Stewart J. Health disparities across the lifespan: Meaning, methods, and mechanisms // Annals of The New York Academy оf Sciences. 2010. Feb. P. 5–23. DOI: 10.1111/j.1749-6632.2009. 05337.x

11. Здравоохранение в России 2019: стат. сборник. M.: Росстат, 2019. 170 c.

12. Альбицкий В. Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Изд-во Саратов. мед. ун-та, 1986. 184 с.

13. Арамачева Л. В., Вербианова О. М., Груздева О. В. Консультирование семей с детьми дошкольного возраста. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2020. 220 с.

14. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл : Эксмо, 2005. 1136 с.

15. Гальперин П. Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6, № 3. С. 111–114.

16. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974. 172 c.

17. Леонтьев А. Н. Психология воли // Вестн. Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1993. № 2. С. 3–14.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 688 с.

19. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.

20. Вербианова О. М., Груздева О. В., Дубовик Е. Ю., Котова Е. В. и др. Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. 160 с.

21. Лукьянова О. Л., Пасечник О. С. Роль игры в формировании волевых качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 43–47. URL: https://science-p edagogy.ru/ru/article/view?id=2247 (дата обращения: 14.09.2020).

22. Василенко В. Е., Сергуничева Н. А. Семейные предикторы интерперсональной эмоциональной компетентности старших дошкольников // Консультативная психология и психотерапия. 2019. № 4 (106). С. 29–48.

23. Вербианова О. М., Груздева О. В. Влияние семьи на развитие целеполагания детей 5–6-летнего возраста // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141–151.

ulybina_e._v._181_188_2_36_2021.pdf ( 414.25 kB ) ulybina_e._v._181_188_2_36_2021.zip ( 407.9 kB )

Выпуск: 2, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 181 — 188

Скачиваний: 1310

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ