Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 25.06.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №2 ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Осипова Ольга Петровна, Соловьева Наталия Михайловна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-23-28

Информация об авторе:

Осипова Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова (ул. Кулаковского, 42, Якутск, Россия, 677000). E-mail: osipova_op@mail.ru Соловьева Наталия Михайловна, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова (ул. Кулаковского, 42, Якутск, Россия, 677000). E-mail: kmpf.snm@mail.ru

Актуализируется проблема повышения качества школьного обучения в современной образовательной среде. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и компетентностного подхода одной из задач является исследовательская позиция обучающегося. Следовательно, одним из результатов качественного образования является сформированность исследовательской компетентности старшеклассников. Приводятся различные определения понятия «исследовательская компетентность», данные В. А. Болотовым, И. А. Зимней, А. К. Марковой, А. В. Хуторским и др. Теоретические представления, построенные на основе положений системного, компетентностного, деятельностного подходов, согласуются с результатами опубликованных педагогических исследований в данной области. Условиями, при которых формирование исследовательской компетентности проходит эффективно, являются вовлечение обучающихся в собственно исследовательскую деятельность, а также наличие в содержательной части дисциплины проблемно ориентированного и регионального контекста, необходимого для формирования исследовательских способов познавательной деятельности. Представлен исследовательский проект обучающегося, в котором в динамике продемонстрирована эффективная педагогическая технология, оказывающая прямое влияние на исследовательскую компетентность учащихся в классах с углубленным изучением естественно-научных дисциплин.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, вовлечение в исследовательскую деятельность, региональный контекст, взаимодействие «школа–вуз»

Библиография:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2019 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 31.10.2020).

2. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.

3. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестн. Института образования человека. 2011. № 1. С. 3.

4. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

5. Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 1999. 134 с.

6. Хурло Л. К вопросу об аксиологических компетенциях учителя // Проблемы профессиональной подготовки будущего учителя в системе университетского образования. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. Вып. 2. С. 8–15.

7. Кривенко Я. В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 23 с.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

10. Кривошапкина О. М. Концепция национально-регионального компонента геоэкологического образования и пути ее реализации в Республике Саха (Якутия) // Вестн. Северо-Восточного федерального ун-та им. М. К. Аммосова. 2005. № 2. С. 95–104.

osipova_o._p._23_28_2_36_2021.pdf ( 960.8 kB ) osipova_o._p._23_28_2_36_2021.zip ( 954.95 kB )

Выпуск: 2, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 23 — 28

Скачиваний: 1087

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ