Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.06.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №6 АНАЛИЗ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

АНАЛИЗ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Шишлянникова Нина Петровна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-38-44

Информация об авторе:

Шишлянникова Нина Петровна, доктор педагогических наук, профессор, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (пр. Ленина, 92, Абакан, Россия, 655017). E-mail: presto200@yandex.ru

Рассмотрена проблема анализа и интерпретации музыкального произведения с точки зрения теоретиков музыки и педагогов-музыкантов. Обоснована вариативность подходов к анализу, обусловленная категорией слушателей музыки, жанром произведения, неповторимостью, уровнем сложности и продолжительностью звучания, уникальностью мировоззрения композитора. Охарактеризованы отдельные виды анализа в зависимости от целевой направленности, указаны трудности и пути их преодоления. Анализ инструментальных произведений с позиций интонационной теории (интонационно-образный анализ) – своего рода социальное, историческое, художественное исследование, при котором необходима организация общения детей с автором и исполнителями сочинения в форме живого диалога, направленного на погружение в художественно-образный мир произведения, выявление смысла и эмоционально-ценностных отношений, воплощенных в образах-интонациях, формирование к нему собственного отношения (В. В. Медушевский). Представленные виды музыковедческого анализа применяются в практике музыкального образования школьников в зависимости от особенностей произведения и предпочтений педагога. Показан пример музыкально-педагогического анализа инструментальной пьесы студентами как один из возможных вариантов для использования в педагогической практике с учащимися общеобразовательной школы.

Ключевые слова: анализ, интерпретация, музыкальный язык, педагог-музыкант, дети, произведение, ценности, смысл, интонация, метод

Библиография:

1. Буравлева Н. А., Грицкевич Н. К. Ценностно-смысловые аспекты подготовки личности к профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 96–101. DOI: 10 23951/2307-6127-2017-4-96-101

2. Балашова С. С., Медушевский В. В., Тарасов Г. С. и др. Музыкальное произведение и музыкальный язык // Спутник учителя музыки / сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. С. 116–125.

3. Молоствова И. Е. Художественная интерпретация как форма взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 3. С. 27–33.

4. Цуккерман В. А. О некоторых особых видах целостного анализа / Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. С. 409–426.

5. Красильникова М. С. Постижение музыкального произведения школьниками: целостный анализ и его интерпретация // Педагогика искусства. 2017. № 1. С. 92–101.

6. Назайкинский Е. В. Метод // В. А. Цуккерман – музыкант, ученый, человек… Статьи, воспоминания, материалы. М.: Композитор, 1994. С. 25–35.

7. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1978. 351 с.

8. Холопов Ю. Н. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки: сб. статей. М.: Советский композитор, 1985. Вып. 6. С. 145–151.

9. Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки: сб. статей / ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. С. 178–194.

10. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка, 1–8 классы / под ред. Д. Б. Кабалевского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2006. С. 5–18.

shishlyannikova_n._p._38_44_6_40_2021.pdf ( 346.04 kB ) shishlyannikova_n._p._38_44_6_40_2021.zip ( 338.44 kB )

Выпуск: 6, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Страницы: 38 — 44

Скачиваний: 1005

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ