Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 17.06.2025
Главная Выпуски журнала 2022 Год Выпуск №6 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТ ПРОТИВОРЕЧИЙ К АКТУАЛЬНОЙ ТЕМАТИКЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТ ПРОТИВОРЕЧИЙ К АКТУАЛЬНОЙ ТЕМАТИКЕ

Нерадовская Ольга Рамазановна, Скрипко Зоя. Алексеевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-206-214

Информация об авторе:

Нерадовская О. Р., кандидат педагогических наук, заместитель директора Института развития педагогического образования, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: neradovskayaor@mail.ru Скрипко З. А., доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: violin@tspu.edu.ru

Дается определение сущности значимых методологических характеристик научно-педагогического исследования (противоречие – проблема – тема) через обоснование их структурно-смысловой целостности с позиции современной педагогической науки. Проанализированы и обобщены ключевые требования к формулированию противоречий, проблемы и темы диссертационного исследования, которые в современной образовательной ситуации надо переосмысливать, в том числе с учетом изменений научно-педагогической повестки. Рассмотрены методологические основания некоторых кандидатских/докторских диссертаций, защищенных за последние пять лет в Диссертационном совете Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Приводятся примеры корректно сформулированых тем, противоречий и проблем исследования по педагогическим наукам с учетом опыта деятельности Диссертационного совета при ТГПУ. Выделены актуальные направления педагогических исследований в сфере наук об образовании.

Ключевые слова: методологические характеристики, научное обоснование, актуальная тематика диссертационных исследований

Библиография:

1. Хорошая аспирантура – условие инновационного развития // Коммерсантъ Наука. 2021. № 9. С. 41–43.

2. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 400 с.

3. Писарева С. А. Методология оценки качества диссертационных исследований по педагогике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. 42 с.

4. Резник С. Д., Сазыкина О. А. О качестве защиты и экспертизы диссертационных работ // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8508 (дата обращения: 02.09.2022).

5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 208 с.

6. Штерн О. В. Организация образовательной коммуникации обучающихся начальной школы с разными образовательными потребностями (на примере обучения иностранному языку): дис. … канд. пед. наук. Томск, 2021. 178 с.

7. Горбатова О. Н. Развитие гуманитарного мышления школьников в условиях регионализации образования: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2021. 293 с.

8. Бельская Е. Я. Система организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в техническом университете: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2021. 214 с.

9. Елисеева А. А. Реализация образовательного потенциала сетевого взаимодействия «школа – вуз» на региональном уровне: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2019. 263 с.

10. Крамер Е. А. Воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2018. 168 с.

11. Кружилина Т. В., Орехова Т. Ф. К вопросу о формулировании противоречий и гипотезы в научных педагогических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 138–143.

12. Цепилова А. В. Интеграция профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенций будущих инженеров в вузе: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2020. 161 с.

13. Сергеева А. И. Инклюзивно ориентированная подготовка педагогов-дефектологов в вузе на уровне бакалавриата: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2019. 171 с.

14. Новиков А. М. Как работать над диссертацией. Пособие для начинающего педагога-исследователя. 4-е изд. М.: Эгвес, 2003. 104 с.

neradovskaya_o._r._206_214_6_46_2022.pdf ( 394.78 kB ) neradovskaya_o._r._206_214_6_46_2022.zip ( 386.93 kB )

Выпуск: 6, 2022

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Страницы: 206 — 214

Скачиваний: 928

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ