Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.06.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №1 Модернизация технологии оценки профессионализма и уровня компетенций педагогов на основе анализа результатов обучающихся
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Модернизация технологии оценки профессионализма и уровня компетенций педагогов на основе анализа результатов обучающихся

Мозгова Дарья Андреевна, Замятина Оксана Михайловна, Семёнова Наталия Альбертовна, Поздеева Светлана Ивановна

DOI: 10.23951/2307-6127-2023-1-18-32

Информация об авторе:

Мозгова Д. А., младший научный сотрудник, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: mozgovadarya@bk.ru Замятина О. М., кандидат технических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061); Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: zamyatina@tpu.ru Семенова Н. А., кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: natalsem@rambler.ru Поздеева С. И., доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail svetapozd@mail.ru

Представлен анализ разработанных за последние три года подходов, технологий, моделей, связанных с оценкой профессионализма и уровня компетенций педагогов. Акцентировано внимание на исследованиях и разработках, в основу которых положена работа с большими данными, применение технических средств для автоматизации процесса оценки. Сформулирован подход к оценке профессиональных компетенций педагогов, основанный на анализе результатов их учеников. Описан третий этап технологии оценки профессионализма и уровня компетенций педагогов общего образования. Образовательные результаты обучающихся Томской области по национальному единому государственному экзамену были разделены на два массива (естественно-научное и гуманитарное направления), далее к ним применены три алгоритма кластеризации; валидность кластеров исследовалась коэффициентом силуэта и индексом Калински – Харабаса. Оценены метрики результатов алгоритмов и целесообразность их использования в рамках поставленной задачи.

Ключевые слова: оценка профессионализма педагога, компетенции педагога, кластеризация, результаты обучающихся, профессиональные дефициты педагога, data mining

Библиография:

1. Сагитов С. Т., Дорофеев А. В., Мустаев А. Ф., Калимуллина Г. И. Структурно-функциональная модель единого образовательного пространства развития профессиональных компетенций педагога // Педагогика и просвещение. 2022. № 1. С. 103–115.

2. Алтыникова Н. В., Дорофеев А. В., Музаев А. А., Сагитов С. Т. Управление качеством педагогического образования на основе диагностики профессиональных дефицитов учителя // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 1.

3. Лескина И. Н. Модель организации управления эффективностью профессиональной деятельности педагога на основе работы с большими данными // Человек и образование. 2021. № 4 (69).

4. Пеша А. В., Шавровская М. Н., Николаева М. А. Ассессмент-центр компетенций онлайн: возможности и методология // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2021. № 2.

5. Мухамедьярова Н. А., Богачев А. Н. Формирование и оценка уровня сформированности метапредметных компетенций педагога // Вестник ЮУрГГПУ. 2021. № 3 (163).

6. Шарафутдинова Д. Р. Автоматизация процесса оценки профессиональных компетенций педагога по профессиональному стандарту // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. № 1 (31).

7. Арстангалеева Г. Ф., Тезина М. Н., Слободчикова С. М. Оценка сформированности цифровых компетенций педагогических работников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 140–155.

8. Гаркавая Д. И., Жилякова М. Н. Автоматизированное тестирование компетенций педагогов в рамках внутренней системы оценки качества образования дополнительного профессионального образования // Вестник Белгородского ин-та развития образования. 2020. Т. 7, № 3 (17). С. 131–145.

9. Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 44 с.

10. Темняткина О. В., Токменинова Д. В. Модели оценки эффективности работы педагогов, используемые в зарубежных странах // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 489–499.

11. Резильентность. Оценка по модели PISA-2020 // Федеральный институт оценки качества образования. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Резильентность%202020.pdf (дата обращения: 30.08.2021).

12. Мозгова Д. А., Замятина О. М., Семенова Н. А., Куровская Л. В. Диагностика профессиональных дефицитов и компетенции педагогов общего образования: кластерный анализ // Вестник Томского гос. ун-та. 2021. № 472. С. 189–196.

13. Шамрик Д. Л. Базовые методы восстановления пропусков в массивах данных // Информационные технологии в науке и производстве: материалы V Всерос. молодежной научно-техн. конф. 2018. С. 73– 83.

14. Ким Дж.-О., Мьюллер Ч. У., Клекка У. Р. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / пер. с англ.; под ред. И. С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. 215 с.

15. Пестунов И. А., Рылов С. А., Бериков В. Б. Иерархические алгоритмы кластеризации для сегментации мультиспектральных изображений // Автометрия. 2015. Т. 51, № 4. С. 12–22.

16. Кокорева Я. В., Макаров А. А. Поэтапный процесс кластерного анализа данных на основе алгоритма кластеризации k-means // Молодой ученый. 2015. № 13 (93). С. 126–128. URL: https://moluch.ru/archive/93/20759/ (дата обращения: 06.09.2021).

17. Герасименко Е. М. Интеллектуальный анализ данных. Алгоритмы Data Mining: учеб. пособие. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2017.

18. Ulrike von Luxburg A Tutorial on Spectral Clustering // Statistics and Computing. 2007. № 17 (4).

19. Шитиков В. К., Мастицкий С. Э. Классификация, регрессия, алгоритмы Data Mining с использованием R. 2017. URL: https://github.com/ranalytics/data-mining. (дата обращения: 30.08.2021).

20. Calinski R. B., Harabasz J. A dendrite method for cluster analysis // Communications in Statistics. 1974. № 3. Р. 1–27.

21. Etienne Becht, Charles-Antoine Dutertre, Immanuel W.H. Kwok, Lai Guan Ng, Florent Ginhoux, Evan W. Newell. Evaluation of UMAP as an alternative to t-SNE for single-cell data // bioRxiv. 2018.

mozgova_d._a._18_32_1_47_2023.pdf ( 1.79 MB ) mozgova_d._a._18_32_1_47_2023.zip ( 1.53 MB )

Выпуск: 1, 2023

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ

Страницы: 18 — 32

Скачиваний: 864

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ