Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.06.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №6 Качество жизненных планов в позднем юношеском возрасте
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Качество жизненных планов в позднем юношеском возрасте

Будякова Татьяна Петровна

DOI: 10.23951/2307-6127-2023-6-164-171

Информация об авторе:

Будякова Т. П., кандидат психологических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: budyakovaelez@mail.ru

Рассматриваются вопросы формирования жизненных планов студентов, пребывающих в позднем юношеском возрасте. Основная идея исследования состояла в том, что ключевые способности жизненного планирования имеют вневозрастное значение. Целью эмпирического исследования стало выявление и оценка качества жизненных планов студентов и возможности использования навыков планирования, полученных в юности и пожилом возрасте. Для реализации этой цели нужно было выявить, какие элементы планирования можно и нужно освоить в юношеском возрасте, чтобы они позволили адаптироваться к жизни после завершения трудовой карьеры и обеспечивали удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте. В исследовании приняли участие 80 студентов Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. В качестве методов исследования были использованы эксперимент и метод экспертных оценок. Экспертами выступили неработающие пенсионеры в возрасте от 65 до 74 лет. Было установлено, что текущие жизненные планы студентов отличаются схематичностью, бессистемностью и однообразием. В таком варианте они не могут обеспечить эффективную подготовку к жизни в иных возрастах. Эксперты, опираясь на свой жизненный опыт, учитывая ошибки планирования своей собственной жизни в поздней юности, выделили шесть позиций, по которым нужно как оценивать качество планирования жизненных расписаний, так и специально формировать их. Именно эти позиции были слабо представлены или не представлены вообще в планах-отчетах студентов. В частности, это структурирование личного времени, особые индивидуальные привычки, обязанности перед семьей, организация общения с друзьями, ключевые события недели и месяца, вклад в организацию своего личного пространства. Отмечается, что одним из инструментов подготовки к жизни в позднем онтогенезе может стать наставничество по вопросам планирования своей жизни.

Ключевые слова: планирование жизни, жизненные стратегии, личность пожилого человека, пожилой возраст, поздняя юность

Библиография:

1. Демина И. А. Психологические особенности планирования будущего в возрасте ранней юности // Известия Алтайского гос. ун-та. 2000. № 2 (16). С. 18–22.

2. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html (дата обращения: 25.02.2023).

3. Курышева О. В. Возрастные характеристики структурирования жизненного пути // Вестник университета. 2014. № 12. С. 274–279.

4. Anderson L. B., Gettings P. E. “Old age scares me”: Exploring young adults’ feelings about aging before and during COVID-19 // Journal of Aging Studies. 2022. № 1 (60). 100998. doi: 10.1016/j.jaging.2022.100998. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0890406522000019 (дата обращения: 25.02.2023).

5. Шилова Н. П. Формирование временной перспективы современных юношей и девушек // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 34–43.

6. Amani J., Luvanga B., Kihaga H., Ndeskoi T., Gabriel L. Why do academics fail to plan for retirement? Employers’ and employees’ views // Journal of Aging Studies. 2023. Vol. 64. March. 101103. doi: 10.1016/j.jaging.2023.101103. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S089040652300004X (дата обращения: 25.02.2023).

7. Orlovic M., Warraich H., Wolf D., Mossialos E. End-of-Life Planning Depends on Socio-Economic and Racial Background: Evidence from the US Health and Retirement Study (HRS) // Journal of Pain and Symptom Management. 2021. Vol. 62, is. 6. December. P. 1198–1206. doi: 10.1016/j.jpainsymman.2021.05.018

8. Macmillan R., Eliason S. R. Characterizing the life course as role configurations and pathways: A latent structure approach // Handbook of the life course. 2003. P. 529–554. doi: 10.1007/978-0-306-48247-2_24

9. Smith F., Dougherty D. Revealing a Master Narrative: Discourses of Retirement Throughout the Working Life Cycle // Management Communication Quarterly. 2012. Vol. 26, is. 3. P. 453–478. doi: 10.1177/0893318912438687

10. Chase C., Eklund S., Pearson L. Affective responses of faculty emeriti to retirement // Educational Gerontology. 2003. Vol. 23. December. P. 521–534. doi: 10.1080/713844397

11. Steiner J., Amabile T. What do I make of the rest of my life? Global and quotidian life construal across the retirement transition // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2022. Vol. 171. July. 104137. doi: 10.1016/j.obhdp.2022.104137. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0749597822000218 (дата обращения: 25.02.2023).

12. Barrett A. E., Barbee H. The subjective life course framework: Integrating life course sociology with gerontological perspectives on subjective aging // Advances in Life Course Research. 2022. Vol. 51. March. 100448. doi: 10.1016/j.alcr.2021.100448. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1040260821000526 (дата обращения: 25.02.2023).

13. Arnett J. Conceptions of the transition to adulthood from adolescence through midlife // Journal of Adult Development. 2001. Vol. 8 (2). P. 133–143. doi: 10.1023/A:1026450103225

14. Андреева А. Д., Лисичкина А. Г., Бримова Л. А. Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 198–210.

15. Карабанова О. А., Захарова Е. И., Старостина Ю. А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость // Национальный психол. журнал. 2020. № 4 (40). С. 113–124.

16. Неяскина Ю. Ю., Мазуркевич А. В. Взаимосвязь субъективного качества жизни и временной перспективы личности // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 94–105.

17. Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. 2014. № 1. С. 104–117.

18. Будякова Т. П., Батуркина Г. В., Нижник Г. Н. Физическая культура и спорт как предикторы антивиктимной личности. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2023. 160 с.

19. Пазухина С. В., Декина Е. В. Психологические индикаторы удовлетворенности студентов взаимодействием с кураторами нового типа – наставниками // Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 1 (47). С. 158–169. doi: 10.23951/2307-6127-2023-1-158-169

budyakova_tatyana_petrovna_164_171_6_52_2023.pdf ( 371.07 kB ) budyakova_tatyana_petrovna_164_171_6_52_2023.zip ( 363.55 kB )

Выпуск: 6, 2023

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 164 — 171

Скачиваний: 637

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ