Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.06.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №4 Учитель физической культуры как субъект профилактики избыточного веса у школьников
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Учитель физической культуры как субъект профилактики избыточного веса у школьников

Смышляев Кирилл Алексеевич, Вакурин Анатолий Николаевич, Смышляев Алексей Викторович

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-4-60-70

Информация об авторе:

Смышляев К. А., кандидат педагогических наук, Томский государственный педагогический колледж (ул. Крылова, 12а, Томск, Россия, 634050). Вакурин А. Н., кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Смышляев А. В., кандидат биологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Показаны новые акценты работы общеобразовательной организации по формированию здорового образа жизни школьников, отражающие особенности современного технологического уклада жизни и человека в нем. Обоснована необходимость формирования готовности будущего учителя физической культуры к решению задач профилактики избыточного веса у школьников. Приведены данные собственного эмпирического исследования с помощью методов анкетирования и интервьюирования, представляющие понимание будущими педагогами особенностей профессиональной субъектности учителя физической культуры в данном контексте. Обозначены дефициты в понимании будущими педагогами (абитуриенты Томского государственного педагогического университета и Томского государственного педагогического колледжа, студенты 2-го и 3-го курсов Томского государственного педагогического колледжа) задач, возможностей и способов воспитательной работы школьного учителя физической культуры в направлении профилактики избыточного веса и ожирения у обучающихся. Предложено авторское видение образовательного модуля, нацеленного на формирование компетенций учителя физической культуры, связанных с междисциплинарным взаимодействием с педагогами других школьных предметов для решения задач формирования у школьников ценности здорового образа жизни и навыков здоровьесберегающего поведения, включая аспект профилактики избыточного веса. Показаны перспективы использования медико-педагогических проектов, нацеленных на воспитание у школьников мотивации к ЗОЖ и формирование его поведенческих норм, связанных с профилактикой избыточного веса. Актуализирована ценность междисциплинарной кооперации специалистов на локально организационном уровне и на уровне взаимодействия различных профессиональных сфер.

Ключевые слова: профилактика избыточного веса у школьников, профессиональная субъектность педагога, профилактика избыточного веса как полисубъектная практика, межпредметное взаимодействие педагогов школы, медико-педагогические проекты

Библиография:

1. Шарафетдинов Х. Х., Плотникова О. А. Ожирение как глобальный вызов XXI века: лечебное питание, профилактика и терапия // Вопросы питания. Т. 89, № 4. 2020. С. 161–171.

2. Аметов А. С. Ожирение. Современный взгляд на патогенез и терапию: учеб. пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. Т. 1. 384 с.

3. Диагностика и лечение ожирения у детей и подростков // Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями / под ред. И. И. Дедова, В. А. Петерковой. М.: Практика, 2014. С. 163–183.

4. WHO. Obesity and Overweight, 2020. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-andoverweight (дата обращения: 20.11.2023).

5. Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение рациона питания населения. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/food18/index.html (дата обращения: 20.11.2023).

6. Тутельян В. А., Батурин А. К., Конь И. Я. и др. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. 2014. Т. 93, № 5. С. 28–31.

7. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20230205/deti-ozhirenie-tomsk/ (дата обращения: 08.09.2023).

8. Цукарева Е. А. Современные методы профилактики формирования избыточной массы тела и ожирения у детей школьного возраста (обзор литературы) // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 1. С. 292–295.

9. Есауленко И. Э., Настаушева Т. Л., Жданова О. А., Минакова О. В. Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа // Вопросы питания. 2017. Т. 86, № 4. С. 85–92.

10. Всемирная организация здравоохранения. Центр СМИ. Информационные бюллетени. Февраль 2018. Ожирение и избыточный вес. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight (дата обращения: 12.10.2023).

11. Горелова Ж. Ю. Современные отечественные и зарубежные исследования о здоровом питании детей и подростков // Здоровье семьи – 21 век. 2018. № 1 (1). С. 25–41.

12. Профилактика ожирения у детей / под ред. А. П. Фисенко, В. А. Петерковой, С. Г. Макаровой. М.: Полиграфист и издатель, 2020. 140 с.

13. Чайченко Т. В. Оптимизация физической активности детей и подростков в рамках кампании по прекращению детского ожирения // Здоровье ребенка. 2015. № 4. С. 31–35. 24.

14. Камалова А. А. Современные подходы к профилактике ожирения у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2016. № 6.

15. Самойлова Ю. Г., Матвеева М. В., Вачадзе Т. Д., Толмачев И. В., Захарчук П. И. Геймификация как метод профилактики ожирения у детей // Профилактическая медицина. 2022. № 25 (9). С. 117–122.

16. Лигута В. Ф. Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни и физическому воспитанию детей // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 12 (177). С. 33–39.

17. Лебедева К. С., Рыбина О. Е. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки студентов в педагогическом вузе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2022. Вып. 5 (45). С. 120–127.

smyshlyayev_kirill_alekseyevich_60_70_4_56_2024.pdf ( 398.43 kB ) smyshlyayev_kirill_alekseyevich_60_70_4_56_2024.zip ( 389.56 kB )

Выпуск: 4, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 60 — 70

Скачиваний: 691

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ