Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.06.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №5 Анализ обновленного содержания учебного предмета «Труд (технология)» и выявление профессиональных дефицитов учителя
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Анализ обновленного содержания учебного предмета «Труд (технология)» и выявление профессиональных дефицитов учителя

Скачкова Нина Владимировна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-33-43

Информация об авторе:

Скачкова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Рассматриваются вопросы качественного изменения содержания учебного предмета «Труд (технология)» в контексте требований обновленного ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы на уровне основного общего образования. Изучаются факторы, оказавшие влияние на изменение содержания предметной области «Технология» и учебного предмета “Труд (технология)”». Исследуется предлагаемый Федеральной рабочей программой формат модульной структуры учебного предмета «Труд (технология)» и образовательные траектории ее реализации. На основании полученных данных выявлены педагогические условия достижения школьниками метапредметных и предметных результатов обучения по учебному предмету «Труд (технология)» (контекстность обучения; организация активной проектно-исследовательской деятельности обучающихся; создание условий, инициирующих самостоятельную познавательную деятельность школьников); особенности подготовки педагогов для реализации требований ФГОС ООО и ФРП по учебному предмету «Труд (технология)» (способность определять и формулировать в контексте предметного содержания познавательные универсальные учебные действия; способность конкретизировать предметные результаты для каждого модуля и уровня с 5-го по 9-й класс). На основании выполненного анализа обновленного содержания предметной области «Технология» установлены актуальные профессиональные дефициты учителя для реализации требований ФГОС ООО и ФРП по учебному предмету «Труд (технология)»: способность разрабатывать и реализовывать содержание вариативных модулей, формирующих у школьников интегрированную картину научно-технологического знания, «универсальные» компетенции учителя, формирующие у обучающихся функциональную и технологическую грамотность, навыки проектирования и творческого мышления; способность акцентировать внимание школьников на изучение новейших технологий и профессий; наличие у учителя межпредметных знаний, навыков работы с современным технологическим оборудованием, сформированность ИКТ и IT-компетенций; способность к применению средств цифровой дидактики, иммерсивных средств обучения в процессе технологической подготовки и адаптации этих цифровых инструментов к условиям профильной предметной технологической подготовки.

Ключевые слова: направления технологического развития, технологическая подготовка школьников, модульная структура учебного предмета, проектно-исследовательская деятельность, профессиональные дефициты учителя

Библиография:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации. URL: government.ru (дата обращения: 14.03.2024).

2. Соловьёв В. П., Перескокова Т. А. О проблемах подготовки кадров для новой экономики России // Инженерное образование. 2023. Вып. 34. С. 57–72.

3. Ермакова Е. В., Новикова Н. Н. Организационно-содержательные модели подготовки будущего учителя технологии в условиях современного высшего образования (уровень бакалавриата) // Школа и производство. 2022. № 8. С. 49–55.

4. Федеральный закон от 19.12.23 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://government.ru/rugovclassifier/57/events (дата обращения: 14.03.2024).

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331). URL: http://pravotest.msk.rsnet.ru/document/ (дата обращения: 09.03.2024).

6. Проект Приказа Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» (подготовлен Минпросвещения России 10.01.2024) // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56881609/?ysclid=ltjtr3ayf1976767088 (дата обращения: 09.03.2024).

7. Скачкова Н. В. Особенности подготовки педагога для реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях: материалы III Всероссийской научно-практ. конференции (Томск, 17 декабря 2022 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2023. С. 52–60. URL: https://sveden.tspu.edu.ru/api/svfile/2638 (дата обращения: 12.03.2024).

8. Пустыльник П. Н. Инженерное образование и робототехника в школе: профессиональная ориентация школьников // Инженерное образование. 2023. Вып. 33. С. 49–61.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года». URL: technological-2023.pdf (rospatent.gov.ru) (дата обращения: 14.03.2024).

10. Кокшаров В. А., Сандлер Д. Г., Толмачев Д. Е., Лопатина Т. А., Игошина Е. Д. Дефицитные профессиональные компетенции в ведущих научных коллективах Уральского федерального округа // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 4, т. 8. С. 112–133. doi: 10.17323/vo-2023-16439

11. Логвинова О. Н., Махотин Д. А. Разработка и реализация вариативных модулей программы «Технология» // Школа и производство. 2024. № 1. С. 4–9.

12. Некрасова И. И. Формирование инженерно-технологического мышления студентов в профессиональной подготовке в условиях университетского технопарка // Школа и производство. 2024. № 1. С. 56–62.

13. Кугутко Е. В., Скачкова Н. В. Предпрофессиональная подготовка школьников на платформе федерального проекта «Билет в будущее» как основа ранней профессиональной ориентации по перспективным профессиям // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. Вып. 5 (51). С. 17–26.

14. Садыкова А. Р., Белоусова А. С. Методические основы формирования предпрофессиональных ИТ-компетенций старшеклассников в детских технопарках «Кванториум» // Информатика и образование. 2023. № 5. С. 57–64.

15. Скачкова Н. В., Муливенко Е. В. Подготовка педагога к организации проектно-исследовательской деятельности и реализации технологии образовательного квеста на уровне основного общего образования // Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях: материалы III Всероссийской научно-практ. конференции (Томск, 17 декабря 2022 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2023. С. 152–160. URL: https://sveden.tspu.edu.ru/api/svfile/2638 (дата обращения: 12.03.2024).

16. Каменев Р. В., Волчек М. Г., Некрасова И. И. Подготовка учителя технологии и проблемы современного технологического образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN420.pdf (дата обращения: 14.03.2024).

17. Указ Президента Российской Федерации № 250 от 1 мая 2022 года «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» // Официальное опубликование правовых актов. URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 14.03.2024).

18. Скачкова Н. В. Использование цифровой дидактики в профессиональном образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulliten). 2022. Вып. 5 (223). С. 28–37. doi: 10.23951/1609-624X-2022-5-28-37

19. Епифанов М. А., Свириденко А. Ю., Епифанов И. А. Визуализация методом дополненной реальности изучаемых объектов в образовательном процессе // Школа и производство. 2024. № 1. С. 51–55.

20. Смелова В. Г. Методические подходы к проектированию конвергентной программы учебного модуля // Школа и производство. 2024. № 1. С. 9–17.

skachkova_nina_vladimirovna_33_43_5_57_2024.pdf ( 427.87 kB ) skachkova_nina_vladimirovna_33_43_5_57_2024.zip ( 414.81 kB )

Выпуск: 5, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 33 — 43

Скачиваний: 730

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ