Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 24.06.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №5 Педагогическая инициативность: понятие, ключевые компоненты и классификации
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Педагогическая инициативность: понятие, ключевые компоненты и классификации

Червонный Михаил Александрович, Игна Ольга Николаевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-44-53

Информация об авторе:

Червонный М. А., доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Игна О. Н., доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Работа посвящена явлению инициативности в профессиональном развитии студента – будущего учителя, изучению теории и практики применения моделей его подготовки на основе проявления профессиональных инициатив. Рассмотрены разные понятия и направленности инициативности студентов – будущих учителей на разных уровнях их обучения. Объектом изучения выступает смыслообразование инициативности в структуре педагогического знания, особенности ее развития в различных условиях. Для определения доминирующих элементов, классификации, выявления устойчивых моделей развития инициативности проведен структурный анализ соответствующих понятий, выделены действующие модели формирования педагогической инициативности. Проведенный структурный анализ многообразия понятия «инициативность», содержащегося в научных работах по психологии и педагогике, показывает, что она рассматривается как многоплановая и широкая категория, а ее структура представляет собой многокомпонентную систему. Инициативность современного учителя входит в систему его базовых компетенций как имманентное профессиональное качество, в то же время определяется его индивидуальными особенностями, в частности обладанием интуицией, способностями импровизировать, лидерскими качествами и др.

Ключевые слова: педагогическая инициатива студента, структура инициативности учителя, модель инициативной подготовки педагога, принципы развития инициативности

Библиография:

1. Шурухина Г. А. Основные направления исследования инициативности в современной психологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 4. С. 23–28.

2. Шаповалова К. Н. Основные подходы к рассмотрению понятия «инициативность» в историческом аспекте // Преподаватель ХХI век. 2012. № 1-1. С. 177–184.

3. Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально значимых качеств личности студента в общественно полезной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С. 157–159.

4. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 131–136.

5. Анисимова В. А., Драговоз Л. А. Актуализация педагогической инициативы специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 24–26.

6. Червонный М. А., Игна О. Н., Яковлев И. Н. Инициативы будущих учителей в педагогических вузах // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2023. Вып. 5(229). С. 93–102. doi: 10.23951/1609-624X-2023-5-93-102

7. Червонный М. А., Игна О. Н., Яковлев И. Н. Профессионально-педагогическая инициатива будущего учителя и ее роль в трансфере педагогического знания в образовательную практику // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 60–70. doi: 10.17223/15617793/488/6

8. Поличка А. Е., Лучанинов Д. В. Творческая инициатива студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды // Образовательные технологии и общество. 2005. № 18 (3). С. 436–451.

9. Беликов В. А., Гришин А. В., Звада О. А. Технологии развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы на основе актуализации социально-педагогической инициативы // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 213–216.

10. Дубинина М. П. Модель формирования инициативности будущего педагога с позиции «Я-концепции» // Психология обучения. 2007. № 10. С. 92–99.

11. Chervonnyy M. A. Semiotic potential of teacher education // Education & Pedagogy Journal. 2022. № 1 (3). P. 13–22. doi: 10.23951/2782-2575-2022-1-13-22. EDN DCDHOE.

12. Головинова И. Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 176 с.

13. Погонина Е. А. Психологические особенности инициативы старших школьников в общественной деятельности и условия ее развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 16 с.

14. Дружиловская О. В. Профессиональная инициатива как категория личностного развития педагога специального образования // Ценности и смыслы. 2015. № 4 (38). С. 103–109.

15. Алексеева В. В. Психологические особенности инициативности старших школьников и студентов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 150 с.

16. Новикова И. А., Шурухина Г. А. Системно-функциональный анализ индивидуально-типических особенностей инициативности старшеклассников и студентов // Вестник Башкирского университета. 2011. № 1. С. 259–263.

17. Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Терентьев Е. А., Корешникова Ю. Н. Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности // Доклад к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2022. 51 с.

18. Пятинин А. Э. Сравнительный анализ изучения инициативности личности у студентов педагогического вуза и опытных учителей: дис. … канд. психол. наук. М., 1993. 130 c.

19. Чеботарев А. И., Ерофеев А. Н., Карпов А. С., Поселенцев В. А. Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов // Научное обозрение. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-initsiativa-v-protsesse-formirovaniya-professionalnyh-kachestv-buduschih-voennyh-spetsialistov/viewer (дата обращения: 18.01.2023).

20. Степашов Н. С., Дрёмова Н. Б., Конищева Е. В. Инициатива в инновационном образовании: методологический аспект // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (11). С. 78–85. URL: https://www.j-chr.com/jour/article/view/27 (дата обращения: 02.10.2023).

21. Зиньковская С. М. Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов-пожарных: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 131 с.

22. Тигрова И. В. Принципы формирования инициативности студентов средствами проектной деятельности // Символ науки. 2016. № 7. С. 138–142.

23. Шаповалова К. Н. Самостоятельная работа как фактор формирования инициативности студентов // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. №1. С. 800–806.

24. Сорокин П. С., Зыкова А. В. Развитие «агентности» как задача образовательной политики в XX веке: мировой опыт исследований и разработок // Мониторинг экономики образования (информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований). 2020. Вып. 37. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/422554759.pdf (дата обращения: 17.01.2022).

25. Говоров М. С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: дис. … канд. психол. наук. М., 1962. 261 с

26. Плотниек И. Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника: дис. … канд. пед. наук. Рига, 1967. 310 с.

27. Махиня А. Н. Поддержка социальных инициатив как фактор формирования гражданской идентичности студентов // Сибирский пед. журнал. 2019. № 1. С. 23–28.

chervonnyy_mikhail_aleksandrovich_44_53_5_57_2024.pdf ( 443.54 kB ) chervonnyy_mikhail_aleksandrovich_44_53_5_57_2024.zip ( 430.23 kB )

Выпуск: 5, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 44 — 53

Скачиваний: 643

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ