Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 17.06.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №5 Проблема рецепции технологий искусственного интеллекта в образовательной среде: педагогическое сопротивление и стратегии внедрения
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Проблема рецепции технологий искусственного интеллекта в образовательной среде: педагогическое сопротивление и стратегии внедрения

Глухов Андрей Петрович, Синогина Елена Станиславовна, Ломовская Софья Анатольевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-154-166

Информация об авторе:

Глухов А. П., кандидат философских наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Синогина Е. С., кандидат физико-математических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Ломовская С. А., студент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061)

Статья посвящена анализу проблем рецепции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной среде. Исследование основано на модели принятия AIDUA и включает эмпирические данные о цифровом принятии/сопротивлении внедрению ИИ со стороны педагогического сообщества. Авторы выявляют социально-психологические и организационные корни педагогического цифрового сопротивления, предлагая рекомендации по акселерации внедрения ИИ в практику обучения. Результаты эмпирического исследования позволяют описать установки цифрового сопротивления внедрению ИИ-технологий. В основном они связаны с недооценкой социального влияния и ожиданий, возникающих в связи со скоростью распространения технологии, сомнениями в потенциале использования технологий ИИ и возможной замене педагога из-за неантропоморфности цифровых помощников, опасениями потери эмоционально-личностного компонента образования. Также исследуются соответствующие факторы сдерживания на различных уровнях педагогического сообщества, обусловленные недоступностью необходимых ресурсов, отсутствием общих подходов и протоколов использования технологий искусственного интеллекта, сопротивлением со стороны педагогического сообщества, основанным на сохранении традиций и ценностей классического образования. Предложенные стратегии и организационные подходы направлены на снижение сопротивления и создание благоприятного климата, способствующего успешному внедрению новых технологий в образовательный процесс. Подчеркивается важность комплексного подхода и интегрированной стратегии для эффективного использования потенциала искусственного интеллекта в образовании.

Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта в образовании, диффузия инноваций, цифровое сопротивление, принятие технологий

Библиография:

1. Kabudi T., Pappas I., Olsen D. H. AI-enabled adaptive learning systems: A systematic mapping of the literature // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. Vol. 2. 12 p. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100017

2. Deursen A. J. van, Dijk J. A. van. The first-level digital divide shifts from inequalities in physical access to inequalities in material access // New Media & Society. 2019. Vol. 21, Is. 2. P. 354–375.

3. Rogers E. M. Diffusion of innovations. 5th ed. New York. Free Press, 2003. 576 p.

4. Davis F. D. Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology // MIS quarterly. 1989. Vol. 13, № 3. P. 319–340.

5. Gursoy D., Chi O. H., Lu. L., Nunkoo R. Consumers acceptance of artificially intelligent (AI) device use in service delivery // International Journal of Information Management. 2019. Vol. 49, Is. 5. P. 157–169.

6. Venkatesh V., Morris M. G., Davis G. B., Davis F. D. User acceptance of information technology: Toward a unified view // MIS quarterly. 2003. Vol. 27, № 3. P. 425–478.

7. Kashive N., Powale L., Kashive K. Understanding user perception toward artificial intelligence (AI) enabled elearning // The International Journal of Information and Learning Technology. 2020. Vol. 38, № 1. P. 1–19.

8. Lin C. Y., Xu N. Extended TAM model to explore the factors that affect intention to use AI robotic architects for architectural design // Technology Analysis & Strategic Management. 2022. Vol. 34, № 3. P. 349–362.

9. Kaplan A., Haenlein M. Siri, Siri, in my hand: Who’s the fairest in the land? On the interpretations, illustrations, and implications of artificial intelligence // Business horizons. 2019. Vol. 62, № 1. P. 15–25.

10. Zhou H., Huang M., Zhang T., Zhu X., Liu B. Emotional chatting machine: Emotional conversation generation with internal and external memory // Proceedings of The Thirty-Second AAAI Conference on Artificial Intelligence. 2018. Vol. 32, № 1. P. 730–738.

11. Song X., Xu B., Zhao Z. Can people experience romantic love for artificial intelligence? An empirical study of intelligent assistants // Information & Management. 2022. Vol. 59, № 2. 10 p. doi: 10.1016/j.im.2022.103595

12. Kelly S., Kaye Sh., Oviedo-Trespalacios O. What factors contribute to the acceptance of artificial intelligence? A systematic review. Telematics and Informatics. 2023. Vol. 77. 33 p. doi: 10.1016/j.tele.2022.101925

13. Behl A., Chavan M., Jain K., Sharma I., Pereira V. E., Zhang J. Z. The role of organizational culture and voluntariness in the adoption of artificial intelligence for disaster relief operations // International Journal of Manpower. 2022. Vol. 43, № 2. P. 569–586.

14. Королева Д. О., Андреева А. А., Хавенсон Т. Е. Шоковая инновация: концептуализация процесса цифровой трансформации образования в период пандемии // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18, № 2. С. 100–117. doi: 10.26907/esd.18.2.08

15. Королева Д. О., Науширванов Т. О. Digital countries. Особенности цифровизации образования в России, Венгрии и Германии // Образовательная политика. 2021. № 3 (87). С. 106–118. doi: 10.22394/2078-838X-2021-3-106-118

16. Gansser O. A., Reich C. S. A new acceptance model for artificial intelligence with extensions to UTAUT2: An empirical study in three segments of application. 2021. Technology in Society. Vol. 65. 15 p. doi: 10.1016/j.techsoc.2021.101535

17. Chatterjee S., Bhattacharjee K. K. Adoption of artificial intelligence in higher education: a quantitative analysis using structural equation modelling // Education and Information Technologies. 2020. Vol. 25. P. 3443–3463.

18. Tran K., Nguyen T. Preliminary research on the social attitudes toward AI’s involvement in Christian education in Vietnam: promoting AI technology for religious education // Religions. Vol. 12, № 3. 20 p. doi: 10.3390/rel12030208

19. Сидорова Т. А. Образы восприятия и концептуализация антропологических вызовов искусственного интеллекта // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2024. Вып. 1 (39). С. 102–119. doi: 10.23951/2312-7899-2024-1-102-119

20. Валеев А. С., Худайбердина С. Р., Валеева Г. Х. Оценка отношения педагогов организаций высшего и среднего профессионального образования к инновациям в управлении образованием // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 2. С. 12.

glukhov_andrey_petrovich_154_166_5_57_2024.pdf ( 631.83 kB ) glukhov_andrey_petrovich_154_166_5_57_2024.zip ( 614.89 kB )

Выпуск: 5, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 154 — 166

Скачиваний: 697

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ