Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 20.05.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА

Жарова Дарья Викоровна, Терех Екатерина Юрьевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-79-84

Информация об авторе:

Жарова Дарья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. К. Минина (пл. Минина и Пожарского, 7, Нижний Новгород, 603005). E-mail: zharodar@yandex.ru Терех Екатерина Юрьевна, магистрант, Нижегородский государственный университет им. К. Минина (пл. Минина и Пожарского, 7, Нижний Новгород, 603005). E-mail: katj95@mail.ru

Несмотря на актуальность проблемы травли в школе (буллинга), в России до сих пор представлено минимальное количество исследований по данной теме. Рассматривается вопрос психологических особенностей подросткового буллинга. Представлены результаты теоретического изучения проблемы в зарубежных и отечественных исследованиях. Рассмотрены и проанализированы психологические особенности проявления подросткового буллинга в образовательной среде на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы.

Ключевые слова: агрессор, буллинг, жертва, образовательная среда, подростковый возраст

Библиография:

1. Волкова Е. Н., Волкова И. В., Скитневская Л. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическое основание для исследований подросткового буллинга // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 2. С. 6–18.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Книга по требованию, 2012. Т. 4. 431 с.

3. Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 210 с.

4. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. СПб.: Питер, 2001. С. 240–274.

5. Илларионова Е. С. Проблема буллинга в подростковом возрасте // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2013/178/2003 (дата обращения: 20.10.2017).

6. Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестн. Мининского ун-та. 2016. № 2 (15). С. 26.

7. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 19–29.

8. Olweus D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do (Understanding Children’s Worlds). Oxford: Blackwell Publishing, 1993. P. 152.

9. Ожиева Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Киев: Рута, 2001. 320 с.

10. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 288 с.

11. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л. М. Карнозовой. М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.

12. Sutton J., Smith P. K., Swettenham J. Social cognition and bullying: Social inadequacy or skilled manipulation? // British Journal of Developmental Psychology. 1999. № 17. Р. 435–450.

13. Byrne B. J. Bullies and victims in school settings with reference to some Dublin schools // Irish Journal of Psychology. 1994. № 15. Р. 574–586.

14. Garofalo R., Wolf R. C., Kessel S., Palfrey S. J., DuRant R. H. The association between health risk behaviors and sexual orientation among a school-based sample of adolescents // Pediatrics. 1998. № 101. Р. 895–902.

15. Haynie D. L., Nansel T., Eitel P., Crump A. D., Saylor K., Yu K., Simons-Morton B. Bullies, victims and bully/victims: Distinct groups of at-risk youth // Journal of Early Adolescence. 2001. № 21. Р. 29–49.

16. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Проспект, 2017. 460 с.

17. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.

zharova_d._v._79_84_1_19_2018.pdf ( 411.56 kB ) zharova_d._v._79_84_1_19_2018.zip ( 405.12 kB )

Выпуск: 1, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

Страницы: 79 — 84

Скачиваний: 2639

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ