Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.05.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №3 ФЕНОМЕН ОТСРОЧЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ФЕНОМЕН ОТСРОЧЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Ожиганова Галина Валентиновна

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-194-205

Информация об авторе:

Ожиганова Галина Валентиновна, кандидат психологических наук, Институт психологии Российской академии наук (ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366). E-mail: symposium2016@rambler.ru

Рассматривается и анализируется творческое поведение человека в естественных условиях жизнедеятельности. Обосновываются преимущества изучения творческих проявлений испытуемых – детей младшего школьного возраста – в свободной ситуации, типичной для естественного реального творческого процесса. Выделенные и использованные в экспериментальном исследовании параметры свободной ситуации и факторы, стимулирующие творческие проявления детей, такие как представленность образца творческого поведения значимого взрослого, эмоциональный и творческий контакт взрослого с детьми и др., позволили установить, что типы творческих реакций детей на образец творческого поведения взрослого могут быть как немедленными, так и отсроченными, причем преобладающими являются именно отсроченные проявления творческих способностей. Это позволило выявить феномен отсроченности творческих проявлений.

Ключевые слова: естественный эксперимент, свободная ситуация, образец творческого поведения взрослого, творческие реакции детей, немедленные творческие проявления, отсроченные творческие проявления

Библиография:

1. Csikszentmihalyi М. Creativity. N.Y.: Harper Perennial, 1997.

2. Seligman M., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 5–14.

3. Runco M. A., Jaeger G. J. The Standard Definition of Creativity // Creativity Research Journal. 2012. Vol. 24, № 1. Р. 92–96. DOI: 10.1080/10400419.2012.650092.

4. Sternberg R. J. The Nature of Creativity // Creativity Research Journal. 2006. Vol. 18, № 1. Р. 87–98. URL: https://doi.org/10.1207/s15326934crj1801_10

5. Torrance E. P. The millennium: A time for looking forward and looking back // Journal of Secondary Gifted Education. 2003. № 15. Р. 6–12.

6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия. 2002.

7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.

8. Кашапов М. М. Психология творческого мышления: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2017. 436 с.

9. Николаенко Н. Н. Психология творчества: учеб. пособие. М.: Речь, 2007. 208 с. (Сер. «Современный учебник»).

10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна Вита, 1995.

11. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С. 21–25.

12. Long H. An Empirical Review of Research Methodologies and Methods in Creativity Studies (2003–2012) // Creativity Research Journal. 2014. Vol. 26, № 4. Р. 427–438. DOI: 10.1080/10400419.2014.961781 https://doi.org/10.1080/10400419.2014.961781

13. Ожиганова Г. В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. 2001. № 2. С. 75–85.

14. Ожиганова Г. В. Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста. М.: Институт психологии РАН, 2005. 135 с.

15. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 282 с.

16. Социология: энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/229384/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9 (дата обращения: 10.05.2018).

17. Barker C., Pistrang N., Elliott R.. Research Methods in Clinical Psychology: An Introduction for Students and Practitioners. Third Edition. USA, Wiley, 2016 URL: https://doi.org/10.1002/9781119154082.ch7

18. Zechmeister J. J., Shaughnessy E. B., Zechmeister J. S. Research methods in psychology. 8th ed. Boston: McGraw-Hill, 2009.

19. Ожиганова Г. В. Развитие творческих способностей: пособие для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. М.: ИП РАН, 1995. 37 с.

20. Ожиганова Г. В. Играем, рисуем, фантазируем, сочиняем на уроках иностранного языка (на материале французского языка). Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2002. 64 с.

21. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.

22. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления «скрытой одаренности» // Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1997. С. 158–177.

23. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 273 с.

24. Ожиганова Г. В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 240 c.

25. Walters J., Gardner H. The crystallizing experience: discovering an intellectual gift / R. Sternberg et al. (Eds.). Conceptions of giftedness. N.Y., 1986. Р. 306–331.

26. Холодная М. А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.

27. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Союз, 1997. 96 с.

28. Wallas G. The art of Thought. Kent, England, Solis Press, 2014. 188 p.

29. Энгельмейер П. К. Теория творчества. М.: Либроком, 2010. 208 с.

ozhiganova_g._v._194_205_3_21_2018.pdf ( 383.77 kB ) ozhiganova_g._v._194_205_3_21_2018.zip ( 372.15 kB )

Выпуск: 3, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 194 — 205

Скачиваний: 1300

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ