Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 09.07.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №4 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Шелкунова Анна Федоровна

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-18-26

Информация об авторе:

Гребенникова Елена Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: grebennikova971@mail.ru Шелехов Игорь Львович, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии психологических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: brief@sibmail.com Шелкунова Анна Фёдоровна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: anna_shelkunova@yandex.ru

Анализируются социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, которые в дальнейшем могут определять направление коррекционно-развивающих мероприятий. На примере дошкольников, имеющих общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, показана специфика отношений в семье, оценена потребность и основной мотив в общении со сверстниками и родителями, выявлены нарушения в поведении при групповом взаимодействии. В ходе исследования обнаружено, что дети с речевой патологией имеют низкую потребность в общении со сверстниками, групповое взаимодействие выстраивают на основе игровой мотивации, часто проявляя агрессивность, эгоцентричность, конфликтность, негативизм. Дети с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие, демонстрируют отвержение самого себя и отдаленность от обоих родителей. Они отмечают низкую собственную значимость в семье, придают большую значимость лицам, не входящим в состав семьи. Для детей с нарушениями речи свойственны нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных эмоций и чувств, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации. В принятии решений они часто руководствуются эгоистическими желаниями, редко делают выбор в пользу другого. Обозначенные позиции свидетельствуют о низком уровне принятия нравственных норм у детей с речевой патологией.

Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, речевые нарушения, межличностные отношения, нарушения поведения

Библиография:

1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 318 с.

2. Шаховская С. Н., Лалаева Р. И. Логопатопсихология: учебное пособие. М.: Владос, 2011. 285 с.

3. Селиверстов В. И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность. М.: Владос, 2010. 318 с.

4. Первеева В. А. Формирование моторики и комплексное развитие эстетико-психологических способностей детей 4–6 лет с нарушением функции речи средствами художественной гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.

5. Мустаева Е. Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР // Сибирский пед. журн. 2009. № 1. С. 342–351.

6. Козловская Г. Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-метод. пособие. Ставрополь, 2009. 152 с.

7. Переслини Л. И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и ЗПР // Дефектология. 1993. № 5. С. 3–5.

8. Разживина Н. В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией // Практическая психология и логопедия. 2005. № 3 (14). С. 50–55.

9. Шелехов И. Л., Толстолес Е. С., Гребенникова Е. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Речевые нарушения: учебное пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 195 с.

10. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 76–78.

11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 224 с.

12. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985. С. 41–48.

13. Балашова В. П. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 767–770. URL: https://moluch.ru/archive/106/25323/ (дата обращения: 09.05.2018).

14. Шипицина Л. М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 4. С. 8–13.

15. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7–16.

16. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. № 3. С. 36–38.

17. Июдина Л. В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопед. 2007. № 3. С. 44–50.

18. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 320 с.

19. Усанова О. Н., Слинько О. А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи: коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М.: Изд-во МПГУ, 1987. 215 с.

grebennikova_e._v._18_26_4_22_2018.pdf ( 395.27 kB ) grebennikova_e._v._18_26_4_22_2018.zip ( 385.98 kB )

Выпуск: 4, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 18 — 26

Скачиваний: 3994

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ