Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 11.07.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №4 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сотникова Ольга Андреевна, Маланов Иноккентий Александрович

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-152-160

Информация об авторе:

Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет (ул. Пушкина, 25, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: pedagogika@bsu.ru Сотникова Ольга Андреевна, аспирант, Бурятский государственный университет (ул. Пушкина, 25, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: olya0910@mail.ru

В последнее время проблема исследования социально-педагогической адаптации личности стала весьма актуальной. Смысл данного термина, на первый взгляд, кажется вполне очевидным и понятным. Но в разных источниках это понятие очень часто обозначает разные явления, что приводит к непониманию друг друга специалистов, исследования которых фактически направлены на одно и то же. Рассмотрев основные подходы к понятию «адаптация» в целом, изучив структуру, критерии, механизмы и особенности данного процесса, можно преодолеть эти разногласия. Исходя из этого, анализируется ряд подходов к изучению адаптации. Внимание уделяется работам известных ученых, рассматривающих исследуемое понятие на разных функциональных уровнях. Физиологический подход изучали Ж. Пиаже, Г. Селье и др. Психологический подход нашел свое отражение в работах Б. Ф. Березина, Н. Ф. Наумова, И. М. Попова, В. И. Лебедева и мн. др. И в рамках рассмотрения наиболее значимого социального уровня выделяются исследования А. Б. Георгиевского и В. П. Петленко, М. Вебера, Т. Парсона и М. Ромма. Особое внимание акцентируется на системном анализе данной проблемы (А. Г. Маклаков, А. А. Реан, А. Налчаджян и др.), рассматривается феномен социализации личности (Д. Доллард, В. Уолтер, Т. Шибутани, О. И. Зотова, И. К. Кряжева). В результате проведенного исследования предлагается структура социально-педагогической адаптации, основанная на модели личности Б. Д. Парыгина, состоящая из трех взаимосвязанных и подробно описанных уровней.

Ключевые слова: адаптация, личность, социально-психологическая адаптация, социально-педагогическая адаптация, системный анализ, физиологический подход, психологический подход, социальный подход, модель личности

Библиография:

1. Геник Е. А. Субъективные представления студентов гуманитарного вуза о нравственных ценностях // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 37–44.

2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1.

3. Шорохова Е. В., Бодалев А. А., Бобнева М. И. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. 344 с.

4. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005.

5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

6. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 304 c.

7. Казначеев В. П. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. 120 с.

8. Рубчевский К. В. Формы прохождения социализации личности // Психологическая наука и образование. 2002. № 2.

9. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.

10. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал, 2001. № 1.

11. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 263 с.

12. Царегородцева Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1975. 277 с.

13. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999. 539 с.

14. Загладина Х. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России // Образовательная политика, 2014. № 2.

15. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 c.

sotnikova_o._a._152_160_4_32_2020.pdf ( 531.95 kB ) sotnikova_o._a._152_160_4_32_2020.zip ( 520.07 kB )

Выпуск: 4, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 152 — 160

Скачиваний: 1359

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ