ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Представлено осмысление психолого-педагогического значения автобиографической прозы для профессиональной подготовки воспитателей и учителей начальных классов. Выявлена и обоснована необходимость интеграции предметов «Психология» и «Детская литература». Интеграция вносит новые формы диалога и общения в учебный процесс вуза, углубляя представления о формировании «Я-концепции» ребенка средствами литературы, средствами «историографии души». Точками пересечения являются возрастные особенности детей, работа с родителями по самовоспитанию, фактор наказания в формировании личности ребенка. Выявлена и обоснована необходимость подготовки будущего воспитателя и учителя начальных классов вдумчивым, умеющим читать и анализировать художественные тексты, интегрирующим приобретенные знания по литературе и психологии. Достоинство интеграции в объяснительной функции психологии: она помогает выявить причины, факторы, играющие важную роль в понимании возрастной группы, дает объяснение поведению героя, погружая средствами литературы в переживания героя, и способствует извлечению опыта, необходимого будущим воспитателям и учителям для работы как с детьми, так и с их родителями.
Ключевые слова: нравственное воспитание, развитие, дети дошкольного возраста, интеграция литературы и психологии, родители, метод интроспекции, семья
Библиография:
1. «Основы православной культуры». Выступление Натальи Милевской, доцента кафедры педагогики и методики начального образования педагогического факультета ТГПУ, на V региональной науч.-практ. конф. 14 мая 2015 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uk9Ymcx4DRY (дата обращения: 15.02.2016).
2. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: в 4 т. Л.: Наука, 1979–1981.
3. Поучение Владимира Мономаха (отрывок). URL: http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B0_ (%D0%9E%D1%82%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BE%D0%BA) (дата обращения: 02.02.2016).
4. Михалков С. В. Воспитательная сила литературы. М.: Просвещение, 1983. 304 с.
5. Интроспекция. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/introspekciya (дата обращения: 17.02.2016).
6. Гарин-Михайловский Н. Г. Детство Тёмы // Гарин-Михайловский Н. Г. Детство Тёмы. Гимназисты. М., 1981. С. 7–146.
7. The development of children’s orientations toward a moral order // Vita Humana. 1963. N 6. Pр. 11–35.
8. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука // Аксаков С. Т. Избр. сочинения / сост., вст. статья и примечания В. А. Богданова. М.: Современник, 1982. С. 220–497.
Выпуск: 2, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 59 — 68
Скачиваний: 1078