ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ В РЕЖИМЕ ИННОВАЦИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-182-194
Способность к инновационной деятельности становится необходимой профессиональной компетенцией во многих сферах экономики России. Осуществляемые проекты, направленные на повышение эффективности работы отдельных отраслей и сфер производства, науки, образования, не всегда учитывают вопрос психологической готовности специалистов к изменениям как важной составляющей личностной идентичности. Анализируется психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности в новых условиях как один из индикаторов вводимых инноваций на территории Киселевского городского округа Кемеровской области в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей). На фоне реализуемого комплекса мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Кузбасса идентичность педагогов подвергается кардинальным изменениям. Участвуя в нововведениях, многие педагоги в личностном плане переживают состояние неустойчивости и нестабильности. Возникает необходимость в исследовании психологической готовности специалистов системы образования, культуры и спорта к работе в режиме инноваций. Описаны необходимые условия и дано обоснование важности изучения личностной идентичности педагога, работающего в инновационном режиме. В результате исследование психологической готовности педагогических работников и руководителей организаций дополнительного образования, культуры и спорта Киселевского городского округа позволило оценить их как субъектов инновационной деятельности, определить уровни психологической готовности, выделить качественные характеристики и учесть полученные данные при принятии управленческих решений.
Ключевые слова: личностная идентичность, психологическая готовность педагога, инновационная деятельность, дополнительное образование
Библиография:
1. Разуваева Т. Н. Психологические условия инновационной активности педагогических коллективов // Научный результат (Research result). Педагогика и психология образования. 2014. Т. 1, вып. 1. URL: http://rrpedagogy.ru/journal/article/727/ (дата обращения: 02.08.2019).
2. Рикер П. Идентичность в современном мире. URL: http://philosophy.allru.net/perv234.html (дата обращения: 07.08.2019).
3. Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях // Вопросы психологии: научный журнал. 2008. № 1. С. 89–100.
4. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Часть первая: Принципы. М., 1994. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4317 (дата обращения: 03.08.2019).
5. Национальный проект «Образование». Успех каждого ребенка. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 03.08.2019).
6. О реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Кемеровской области. URL: http://docs.cntd.ru/document/553154554 (дата обращения: 03.08.2019).
7. Персонифицированное дополнительное образование детей в Кемеровской области. URL: http://образование42.рф/pdo/ (дата обращения: 03.08.2019).
8. Савельева О. В., Грицкевич Н. К., Жигинас Н. В. Профессиональная и личностная идентичность педагога дополнительного образования как показатель готовности к работе в системе инклюзии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 248–257. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-248-257. URL: https://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/2018_4.pdf (дата обращения: 09.08.2019).
9. Овчинникова Ю. В., Гычев А. В., Грицкевич Н. К. Взаимосвязь карьерных ориентаций и структуры ценностей у студентов факультета экономики и управления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 152–156.
10. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.
11. Карпычева А. А. Формирование у педагогов начальной ступени образования готовности к инновационной деятельности посредством участия в работе творческой группы. URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/4221/1/Карпычева%20А.А._МОБм_1501.pdf (дата обращения: 10.08.2019).
12. Мельник О. Ф. Инновационность образовательных учреждений: подходы к описанию феномена // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10-1. С. 114–117.
13. Волобуева Л. М. Подготовка руководящих и педагогических работников в условиях модернизации дошкольного образования // Управление ДОУ. 2013. № 1. С. 19–23.
14. Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, практикующих медитацию. URL: https://studbooks.net/2022933/psihologiya/rezultaty_issledovaniya_analiz (дата обращения: 10.08.2019).
15. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4180/4191#t67 (дата обращения: 10.08.2019).
16. Олпорт Г. Принцип «редукции напряжения» // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. 206 с.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 182 — 194
Скачиваний: 790