ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-105-114
Проанализировано понятие «лингвокультурная компетенция» и ее роль в современной межкультурной коммуникации. Проведен краткий обзор научной литературы по проблеме формирования лингвокультурной компетенции. Перечислены национально-культурные единицы, обращение к которым способствует формированию указанной компетенции. Фразеологические единицы (ФЕ) китайского языка чэнъюй рассмотрены как национально-специфичные лексические единицы, транслирующие информацию об эстетике, этике, культуре и истории китайского народа. Предлагается использование интеллект-карт, благодаря которым информация усваивается интегрированным, радиантным, организованным образом, что существенно облегчает и ускоряет процесс усвоения материала. Приведен пример работы с новыми лексическими единицами в рамках темы «Погода» со студентами 3-го курса (китайский язык как второй иностранный): поэтапный лингвокультурный анализ чэнъюй 万里无云 – wànlǐwúyún – безоблачно. Представлен список из 11 наиболее часто употребительных ФЕ по теме «Погода». Перечислены основные достоинства предложенного метода для формирования лингвокультурной компетенции. Сделан вывод о том, что лингвокультурный анализ ФЕ китайского языка чэнъюй и презентация материала в виде интеллект-карт могут служить способом формирования лингвокультурной компетенции как части коммуникативной компетенции, а также способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой исследовательской работы.
Ключевые слова: язык и культура, лингвокультурная компетенция, интеллект-карты, чэнъюй, онлайн-обучение
Библиография:
1. Киселева М. С. Формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов на материале текстов этнокультуроведческого содержания: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004. 22 с.
2. Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: Изд-во РУДН, 1997. 331 с.
3. Городецкая Л. А. Лингвокультурная компетентность личности как культурологическая проблема: дис. … д-ра культурологии. М., 2007. 322 с.
4. Рузиева Л. Т. Прецедентно-значимые тексты как когнитивный компонент культуры народа в системе обучения русскому языку в неязыковом вузе в лингвокультуроведческом аспекте: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Душанбе, 2019. 45 с.
5. Халяпина Л. П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2006. 428 с.
6. Иванова Е. А. Формирование лингвокультурной компетенции (ЛКК) иностранных студентов-медиков: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2003. 173 с.
7. Багрецова Н. В. Формирование иноязычной лингвокультурной компетентности у студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело» в профессионально ориентированном обучении английскому языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2016. 25 с.
8. Квон Ён. Совершенствование лингвокультурной компетенции корейских учащихся при обучении русскому обращению: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2008. 353 с.
9. Молдокматова Н. Т. Формирование лингвокультурной компетенции старших школьников Киргизской Республики в процессе обучения русскому языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 19 с.
10. Ковшова М. Л. Лингвокультурологический метод во фразеологии: Коды культуры. 3-е изд. URSS. 2016. 456 с.
11. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. 288 c.
12. Бьюзен Т. Супермышление. Минск: Попурри, 2010. 169 с.
13. Liu Ying, Zhao Guoqing, Ma Guozhen, Bo Yuwei. The Effect of Mind Mapping on Teaching and Learning: A Meta-Analysis // Standard Journal of Education and Essay. 2014. Vol. 2. P. 17–31.
14. Телякова И. Х., Олейников В. С. «Mind-mapping» как инструмент эффективного способа подачи учебного материала (на примере иностранного языка) // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2017. № 1. С. 202–205.
15. Harmer J. How to Teach Writing. Pearson Education ESL, 2004. 154 p.
16. Просвиркина И. И., Стулей О. В. Обучение китайскому языку при помощи ментальных карт // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2018. № 4. С. 56–64.
17. Большой китайско-русский словарь. URL: https://bkrs.info/ (дата обращения: 25.07.2020).
18. Корпус китайского языка. URL: http://bcc.blcu.edu.cn/ (дата обращения: 25.07.2020).
19. ELTons Innovation Awards 2020 – Finalists. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/eltons-innovationawards-2020-finalists (дата обращения: 25.07.2020).
20. 在线成语词典. URL: http://cy.5156edu.com/page/z8308m7738j20074.html (дата обращения: 25.07.2020).
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 105 — 114
Скачиваний: 724