ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-190-198
Рассматривается процесс развития отечественной теории управления образованием второй половины ХХ в. Показаны социально-политические предпосылки формирования управленческих идей в образовании. Обозначена зависимость развития отечественной теории управления образованием от задач, поставленных властью перед образованием как социальным институтом. Представлена авторская периодизация развития отечественной теории управления образованием второй половины ХХ в. Четыре выделенных периода описаны с учетом факторов детерминации развития теории управления образованием второй половины ХХ в. В рамках первого периода (1950-е – начало 1960-х гг.) ведущую роль сыграли социально-экономические факторы, определившие курс на повсеместную политехнизацию, что поставило новые управленческие и методические задачи перед образовательными системами разного уровня. Второй период (1964–1985 гг.) отличают концептуальные факторы, оказавшие влияние на трансформацию идейного поля управления образованием. Третий период (1985–1991 гг.) характеризуется повышением влияния социокультурных факторов, обусловленных изменениями эпохи перестройки. Четвертый период (с 1990-х гг. – конец ХХ в.) отражает расширение методологического поля отечественной теории управления образованием, детерминированное междисциплинарными связями управленческой науки.
Ключевые слова: система образования, теория управления образованием, факторы развития теории управления образованием
Библиография:
1. Тюрина Ю. А. Трансформация образования в советской и постсоветской России: сравнительный анализ: дис. … д-ра социол. наук. СПб., 2010. 528 с.
2. Константиновский Д. Л. Школа и «внешние» факторы // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 245–267.
3. Закон СССР от 24.12.1958 «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1959. № 1. С. 5.
4. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
5. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 238 с.
6. Конаржевский Ю. А. Концепция внутришкольного управления. Алма-Ата: Центр «Педагогический поиск», 1991. 230 с.
7. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, 1996. 440 с.
8. Конаржевский Ю. А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: учеб. пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986. 133 с.
9. Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992. 66 с.
10. Шамова Т. И., Конаржевский Ю. А. Предупреждение формализма в управленческой деятельности руководителей школы – важнейшее условие повышения ее эффективности // Совершенствование управленческой деятельности руководителей школы: метод. рекомендации. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. С. 4–17.
11. Постановление Верховного Совета СССР 12.04.1984 № 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=636#017302286917602294 (дата обращения: 25.07.2020).
12. Богуславский М. В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности // Педагогика. 2009. № 6. С. 84–96.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 190 — 198
Скачиваний: 672