СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗА «Я» В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-230-242
В меняющихся социально-экономических условиях происходит нарушение развития личностной идентичности педагогов, что приводит к искажению (деформации) ее структурных компонентов. В связи с этим необходим научный поиск путей преодоления кризиса идентичности и построение программ развития подсистем личностной (индивидуальной) и социальной (профессиональной) идентичности педагогов, адекватных изменившимся условиям. В работе изучены уровни дифференцированности идентичности, рефлексивности, особенности эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик, соотношение личностных и социальных компонент в самоопределении идентичности. Выборку исследования составили 132 педагога образовательных учреждений г. Киселёвска Кемеровской области в возрасте 24–63 лет с педагогическим стажем от 1 года до 35 лет. Все педагоги разделены на шесть групп в соответствии с периодизацией профессионального становления В. А. Дмитриевского. Для всех испытуемых характерна негармоничность элементов идентичности, преобладание социальных компонент (учебно-профессиональные и семейно-клановые характеристики) в структуре самоописаний, средний уровень рефлексивности и низкий уровень самопринятия. Полученные данные интерпретируются с точки зрения теорий профессионального становления и формирования идентичности.
Ключевые слова: личностная идентичность педагогов, самооценка идентичности, рефлексивность, дифференцированность структурных компонентов идентичности, этапы профессионального становления
Библиография:
1. Breakwell Glynis. M. Coping with Threatened Identities (Psychology Library Editions: Social Psychology). London: Routledge Publ., 2015. 234 с.
2. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Прогресс, 1984. С. 180–188.
3. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.
4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 395 с.
5. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. М.: Педагогическое общество России, 2002. 418 с.
6. Зеер Э. Ф. Психологические основы профессиональной деятельности: Кризисы профессионального становления личности. М.: Русь, 2007. 306 с.
7. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Русь, 2008. 184 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
9. Зеер Э. Ф. Психология взрослости: учеб. пособие. М.: Московский психол.-соц. ин-т, 2011. 294 с.
10. Митина Л. М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М.; СПб.: Нестор-История, 2019. 400 с.
11. Собкин В. С. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в обществе // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во КГУ, 1975. С. 34–39.
12. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. 464 с.
13. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / отв. ред. К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1982. 185 с.
14. Майсак Н. В., Ильин В. А. Психолого-акмеологические девиации представителей социономических профессий // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 1. С. 59–70. DOI: 10.31857/S020595920002250-1
15. Колиниченко И. А. Исследование идентичности и морального развития личности в современной психологии. Пятигорск: ПГЛУ, 2015. 132 с.
16. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110–135.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 230 — 242
Скачиваний: 607