Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 14.06.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федотов Андрей Сергеевич, Ломовская Софья Анатольевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-55-63

Информация об авторе:

Федотов Андрей Сергеевич, кандидат педагогических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Е-mail: a_f74@mail.ru Ломовская Софья Анатольевна, студентка, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: xxx_sofi_xxx@mail.ru

Образование педагога в области безопасности жизнедеятельности должно соответствовать и отвечать вызовам, которые современное общество предъявляет педагогическим кадрам. Актуальность темы исследования определяется требованиями современного образования, которое прежде всего должно иметь своей основной целью всестороннее личностное развитие. Оно стимулирует у людей современного общества формирование такого поведенческого типа, который обеспечивает безопасность их поведения в различных сферах. Рассматриваются проблемы подготовки бакалавра в отрасли безопасности жизнедеятельности на основании методологических подходов, используемых в системе уровневого высшего педагогического образования. При выявлении целей и задач образования в сфере безопасности жизнедеятельности учитываются национальные интересы, государственная политика в сфере образования, социальный и экономический потенциал страны. Признается необходимость формирования единого образовательного пространства Российской Федерации в сфере безопасности жизнедеятельности. Подчеркивается, что педагогическое образование в сфере безопасности жизнедеятельности остается важной подсистемой отечественного высшего педагогического образования и, развиваясь, должно соответствовать и отвечать вызовам и условиям, которые диктуются педагогическим кадрам в современных условиях. Отмечается, что проблему подготовки бакалавров в сфере безопасности жизнедеятельности определяет существование множества противоречий в современной педагогической теории и практике вузов. На основании этого выявляется необходимость построения принципиально эффективной системы предметно-профильной подготовки преподавателей в сфере безопасности жизнедеятельности. Проанализированы понятия «экологическая безопасность», «экологическая опасность», «фактор экологической опасности» и «риск», также рассмотрены причины современной экологической нестабильности в России. Доказано, что целью экологического образования с учетом концепции устойчивого развития России является формирование условий для развития культуры экологической безопасности личности, наделенной определенными качествами. На примере реализации образовательных программ в школах города Томска показано, что ежегодная работа, направленная на формирование знаний основ экологической безопасности у школьников и студентов, дает положительную динамику.

Ключевые слова: педагогическое образование, высшее образование, бакалавры, экологическая безопасность, непрерывное образование, безопасность жизнедеятельности, студенты

Библиография:

1. Шершнев Л. И. Роль и место образовательной области БЖД в российском образовании // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2008. № 9. С. 34, 38.

2. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения: 11.02.2021).

3. Образцов П. И., Виленский В. Я., Уман А. И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В. А. Сластёнина. М.: Педагогическое общество России, 2004. 192 с.

4. Мугуев Г. И. Формирование целостного образовательного пространства на основе внедрения системы непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 2. С. 37–41.

5. Поликарпов В. С. Философия безопасности / отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 168 с.

6. Шмаль А. Г. Факторы экологической опасности и экологические риски. Бронницы: МП «ИКЦ БНТВ», 2010. с. 129.

7. Якиманская И. С. Обработка данных психолого-педагогического эксперимента: учебное пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. 64 с.

8. Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI: Теоретические основы многоуровневого естественно-научного педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 205 с.

9. Бояров Е. Н., Абрамова С. В. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6.

10. Ивин А. А. Основы социальной философии: учеб. пос. для вузов. М.: Высш. шк., 2005. 440 с.

11. Грязева А. А., Синогина Е. С., Дутнефтер А. П. Волонтерская деятельность как фактор профессионального становления студентов педагогического вуза // Вестник НЦБЖД. Казань, 2019. С. 12–19.

12. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 400 с.

13. Михайлов Л. А., Русак О. Н., Соломин В. П. и др. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л. А. Михайлова. М.: Академия, 2009. 288 с.

14. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/ (дата обращения: 23.02.2021)

15. Абрамова С. В., Бояров Е. Н. и др. Реализация компетентностного подхода в структуре образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» в условиях модернизации современного образования / Инновационные технологии в образовании: теория и практика. Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2011. Кн. 3. С. 310–354.

fedotov_a._s._55_63_3_37_2021.pdf ( 357.32 kB ) fedotov_a._s._55_63_3_37_2021.zip ( 348.3 kB )

Выпуск: 3, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Страницы: 55 — 63

Скачиваний: 1133

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ