Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 08.07.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25

Страница 25 из 25

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
1201

Капцов Александр Васильевич, Мишакова Галина Александровна Связность стадий становления субъектности в процессе профессиональной деятельности педагогов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 2 (60). С. 116-126

Экопсихологическая параллельно-последовательная модель становления субъектности в учебной деятельности включает в себя семь стадий. Характер взаимосвязей стадий становления субъектности между собой математически представлен коэффициентами связности и целостности. Специфика субъектности педагогов изучалась на протяжении 2021–2023 гг. в процессе курсов повышения квалификации на базе МБОУ ОДПО ЦРО г. Самара. В мониторинге приняли участие 149 работников системы образования (M = 43,83; Sd = 34,68; из них 95,3 % – женщины). Проведенное исследование позволило изучить профиль субъектности (выраженность каждой стадии становления субъектности) педагогов, связность стадий становления субъектности между собой, процесс интериоризации/экстериоризации профессиональных компетенций. У респондентов обнаружены высокий уровень стадии «мотивированный индивид», при низких показателях остальных стадий обнаружены взаимосвязи возраста и уровня образования с выраженностью стадий становления субъектности. Минимальный уровень профессиональной подготовки педагогов соотносится с низким уровнем мотивации и творческой самореализации. Молодость специалистов связана с сформированностью личностного и когнитивного уровней универсальных учебных действий и недостаточной поисковой и внутренней регуляторной активностью. Педагоги высокой и низкой связности стадий «мотивированный индивид» (U = 114,50 при p

Ключевые слова: стадии становления субъектности, связность стадий становления субъектности, целостность, интериоризация, экстериоризация

239
1202

Сердюкова Надежда Сергеевна, Худэжичаолу . Проблемы декоративного восприятия на пленэре у студентов художественных факультетов педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 2 (60). С. 63-70

Рассматривается изучение декоративного восприятия как психологического процесса в контексте учебно-творческой деятельности студентов во время пленэрной практики. Освоенные студентами умения изучать и грамотно воспроизводить объекты реального мира помогают им в выразительной стилизации натуры, поскольку только через познание предмета возможно максимально творчески его раскрыть. Однако овладев навыками реалистичного изображения природы в соответствии с законами изобразительной грамоты, студенты старших курсов демонстрируют неспособность к декоративному изображению натуры. Трудности при переходе от реалистичного изображения к декоративному могут указывать на недостаточно развитое декоративное восприятие у обучающихся. Анализируются психологические трудности, с которыми сталкиваются студенты старших курсов художественных факультетов при создании декоративных этюдов на природе. Исследование включает анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за изобразительной деятельностью студентов, просмотр пленэрных работ с целью выявления типичных ошибок и внедрения результатов исследования в образовательный процесс. На основе теоретических и практических данных делается вывод, что психологические проблемы студентов связаны именно с декоративным восприятием, поскольку обучающиеся не до конца понимают, что нужно увидеть в натуре. Просмотр пленэрных работ подтверждает низкий уровень декоративного восприятия, которое отражается в отсутствии таких признаков, как эмоциональное и чувственное восприятие ландшафта, оригинальность идей, выразительность цвета, поиск стереотипного и индивидуального, использование стилизации, способность выделять ключевые особенности и объединять детали, создавать целостный живописный этюд. Исследование подтверждает необходимость дальнейшего изучения этой проблемы для раскрытия методических возможностей пленэрной практики.

Ключевые слова: восприятие, декоративный этюд, образ, замысел, композиция

227
1203

Поздеева Светлана Ивановна, Ревякина Валентина Ивановна, Смышляева Лариса Германовна, Нерадовская Ольга Рамазановна К 25-летию диссертационного совета Томского государственного педагогического университета // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 1 (59). С. 161-166

В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) 13 декабря 2024 г. был проведен круглый стол, посвященный юбилею диссертационного совета. Его участниками стали: доктор педагогических наук Валентина Ивановна Ревякина, доктор педагогических наук Светлана Ивановна Поздеева, доктор педагогических наук Лариса Германовна Смышляева, кандидат педагогических наук Ольга Рамазановна Нерадовская, члены диссертационного совета, аспиранты и соискатели. На круглом столе были подведены итоги работы диссертационного совета: проанализировано количество и качество защищенных за период с 1999 г. диссертаций по педагогическим наукам; выявлена актуальная тематика и проблематика исследований по общей педагогике и педагогике профессионального образования; показана их связь с направлениями модернизации российского образования и развития отечественной педагогической науки. В качестве основных тенденций развития педагогической теории и образовательной практики были обозначены концепции современного детства как социокультурного феномена, изменение содержания и качества педагогической деятельности, образовательные и социальные инновации в разных сферах образования, новые методы исследования. Участники обсуждения пришли к выводу, что в ТГПУ создана экосистема поддержки и развития исследований в сфере образования: диссертационный совет, аспирантура, научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований и школа педагога-исследователя для аспирантов и соискателей.

Ключевые слова: педагогическая наука, диссертационные исследования, тематика диссертаций, направления исследований

223
1204

Маджуга Анатолий Геннадьевич, Гумерова Оксана Владимировна, Бережная Светлана Геннадьевна, Калимуллина Гузель Ибрагимовна Наставничество в системе «школа – школа» в контексте приоритетов современного образования в России // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 62-73

В статье актуализируется проблема наставничества в системе «школа – школа» как один из ключевых механизмов повышения качества образования в контексте приоритетов современного образования в России. Этот вид наставничества позволяет не только усилить профессиональное развитие педагогов, но и создать условия для устойчивого обмена лучшими практиками между образовательными учреждениями. В статье рассматриваются методологические подходы к реализации модели наставничества «школа – школа» в России и за рубежом, а также факторы, которые влияют на успешность этой формы взаимодействия. В ходе исследования проведен анализ отечественного и международного опыта, что позволяет выявить наиболее эффективные практики и предложить рекомендации для дальнейшего развития системы наставничества в России. Особое внимание уделено методологическим аспектам наставничества и его влиянию на качество образования, а также условиям, способствующим успешной реализации наставнических программ в России и за рубежом. В заключение представлены выводы о необходимости внедрения инновационных моделей наставничества в образовательную практику и усиления взаимодействия между образовательными учреждениями для решения актуальных задач современной школы.

Ключевые слова: наставничество, наставничество «школа – школа», образовательные приоритеты, российское образование, зарубежный опыт, профессиональное развитие педагогов, взаимодействие образовательных учреждений, обмен лучшими практиками, государственные программы, качество образования

48
1205

Быстрова Юлия Александровна, Лапп Елена Александровна Педагогические инструменты формирования социальных компетенций у старших дошкольников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 74-83

Представлено исследование применения педагогического инструментария для формирования социальных компетенций у дошкольников. В работе были использованы следующие методы: метод проблемного обучения с целью развития социально направленного мышления; метод моделирования жизненных ситуаций с целью запуска коллективных мыслительных процессов в группе дошкольников; метод кейсов с целью усвоения дошкольниками алгоритмов социально одобряемого поведения. В статье рассматриваются четыре основных компонента развития социальной компетентности дошкольника, разработанные авторским коллективом: содержательный – с опорой на социальную осведомленность дошкольника; личностно-регуляторный – с опорой на развитие рефлексии у воспитанников; эмоциональный – с опорой на чувственный опыт детей; поведенческий – закрепление новых знаний на практике и перенос сформированных навыков в новые условия. Представлены результаты использования педагогического инструментария для развития каждого компонента социальной компетентности у дошкольников.

Ключевые слова: старшие дошкольники, дошкольный возраст, личность, социальные компетенции, компоненты социальной компетентности, социальный навык, педагогические инструменты, социализация

48
1206

Володин Владимир Владимирович Экзистенциальные концепты в семейном воспитании детей младшего школьного возраста (на примере концептов «смысл», «свобода», «страх», «любовь» и «смерть») // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 112-120

Приведены результаты эмпирического исследования. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования, в котором приняли участие 120 родителей, воспитывающих детей в возрасте 7–11 лет. Установлено, что родители осознают важность экзистенциальных концептов «смысл», «свобода», «страх», «любовь» и «смерть» в семейном воспитании; данные концепты обсуждаются в семьях преимущественно несколько раз в месяц; инициаторами обсуждений выступают как взрослые, так и дети; в качестве трудностей у родителей выступают: дефицит времени, недостаток педагогического инструментария, неумение объяснить младшему школьнику сущность данных концептов в связи с его возрастными особенностями. Сформулированы рекомендации для родителей по совершенствованию работы с экзистенциальными концептами в процессе семейного воспитания: содействовать детям в понимании сущности экзистенциальных концептов целесообразно уже с младшего школьного возраста; знакомство детей с экзистенциальными концептами необходимо осуществлять через совместную оценку и интерпретацию их жизненных событий с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей; в процессе работы с экзистенциальными концептами нужно использовать психолого-педагогический инструментарий, в основе которого лежит личностная рефлексия младшего школьника (метод моральных дилемм, социальные пробы, диалог, ведение личных дневников и их аналогов, диагностическая карта, портфолио проектирования личностного саморазвития, метафорические ассоциативные карты). Полученные в ходе исследования результаты могут послужить основой для разработки методического обеспечения обучения и воспитания младших школьников в части формирования их экзистенциальных концептов.

Ключевые слова: экзистенциальные концепты, смысл, свобода, страх, любовь, смерть, семейное воспитание, младший школьник

48
1207

Григорьева Марина Владимировна Виды адаптационной готовности студентов и преподавателей университетов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 121-129

Содержатся результаты эмпирического исследования, целью которого является выявление видов адаптационной готовности субъектов высшего образования. Научное знание о видах адаптационной готовности позволит улучшить эффективность взаимодействий в образовательной среде университетов и повысить качество высшего образования. В исследовании приняли участие 386 студентов (средний возраст (21,6 ± 3,4) года, мужского пола 40 %) и 152 преподавателя (средний возраст (51,2 ± 12,6) года, мужского пола 22,7 %) университетов гг. Саратова, Москвы, Самары, Волгограда, Пензы, Ставрополя, Ярославля и др. Применялась методика диагностики адаптационной готовности М.В. Григорьевой, в качестве статистического метода – кластерный анализ. По итогам анализа были интерпретированы шесть видов адаптационной готовности преподавателей и четыре вида адаптационной готовности студентов и сформулированы следующие выводы: виды адаптационной готовности у преподавателей выделяются более четко по сравнению с группой студентов; у студентов наблюдается большее разнообразие видов адаптационной готовности и более диффузное их разграничение и выявлены трудности формирования адаптационной готовности, связанные с непониманием сути изменений своих состояний в новых ситуациях и непониманием окружающих людей.

Ключевые слова: адаптационная готовность, студенты, преподаватели университетов, виды адаптационной готовности

48
1208

Алексеенко Кирилл Петрович Представления о нравственном поведении и его духовно-нравственной регуляции в классических теориях зарубежной психологии и современных исследованиях // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 142-152

Рассматриваются взгляды ученых на моральное развитие и моральную идентичность. Освещаются подходы к определению нравственного поведения в когнитивизме, бихевиоризме и гуманистической психологии. Анализируются современные эмпирические исследования, посвященные факторам и механизмам нравственного поведения, включая просоциальное поведение, моральные эмоции и саморегуляцию. Цель исследования – провести анализ психологических представлений о нравственном поведении и его духовно-нравственной регуляции в ведущих классических теориях зарубежной психологии и рассмотреть их отражение в современных эмпирических исследованиях.

Ключевые слова: нравственное поведение, нравственность, духовно-нравственная регуляция, моральная идентичность, моральные чувства

46
1209

Калугин Владислав Андреевич, Куриленко Людмила Васильевна Философское обоснование аксиологического подхода в изучении педагогических явлений // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 44-53

Современная гуманистическая система высшего образования в России характеризуется стремлением к социально-культурному и духовному развитию личности, воспитанию человека культуры и широкого кругозора. В связи с этим в исследованиях проблем профессионального образования и профессионального обучения наблюдается повышенное внимание к ценностям, ценностным ориентациям, ценностным отношениям и другим аксиологическим понятиям, совокупность которых выступает, с одной стороны, значимым компонентом личности как субъекта социокультурной жизни, а с другой – значимым качеством профессионала, включенного в трудовую жизнь общества. Актуальность ценностной проблематики в профессиональном образовании побуждает педагогов обращаться к аксиологическому подходу – набору средств и методов, способствующих формированию у будущих специалистов нравственного сознания, общечеловеческих и профессиональных ценностей, ценностного отношения к своей профессии. На первый план выходит личностно ориентированная модель обучения, предполагающая отношение к обучающемуся как к самостоятельной личности, а не как к индивиду образовательного процесса. В данной статье мы попытались дать философское обоснование аксиологическому подходу в изучении педагогических явлений, поскольку исследуемый нами подход существует на стыке философии и педагогики, реализуется только через философско-педагогическое осмысление и соответствует паспорту научной специальности 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования».

Ключевые слова: высшее образование, профессиональное образование, аксиологический подход, ценность, ценностное отношение, ценностные ориентации

45
1210

Пигарев Александр Юрьевич Развитие вычислительных навыков с помощью компьютерных тренажеров по физике // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 84-92

Работа посвящена проблеме развития вычислительных навыков, необходимых для решения расчетных задач по физике. Обозначен источник проблемы, приводящий к недостаточному развитию вычислительных навыков у учащихся. Представлены результаты апробации созданных автором компьютерных тренажеров. Тренажер «Формулы по физике» развивает навык нахождения неизвестных физических величин, тренажер «Округление чисел» развивает навык округления полученного результата до требуемого разряда. Проблема вычислительных ошибок сохраняется при решении уравнений в три и более действия приблизительно у 10 % учащихся, при этом вероятность ошибок снижается до 10 %.

Ключевые слова: вычислительные навыки, решение задач по физике, компьютерный тренажер, рабочая память

45
1211

Дорфман Леонид Яковлевич Интегральная индивидуальность как научная теория // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 130-141

Впервые подвергается анализу интегральная индивидуальность как научная теория, которую создал В.С. Мерлин. Он показал, что существует множество разнородных по происхождению индивидуальных свойств. Они варьируют в широком диапазоне от биохимических до социально-психологических. Их изучение носит разрозненный характер, а общность остается, как правило, вне поля исследовательского внимания. В.С. Мерлин принял факты о множестве и разнообразии индивидуальных свойств. При этом была предпринята успешная попытка преодолеть их разобщенность, обратившись к понятию интеграции. Во-первых, в добавление к представлениям об индивидуальных свойствах вводилось объединяющее их понятие индивидуальности. Во-вторых, состав индивидуальных свойств дополнялся исследованиями их взаимосвязей. В-третьих, развивался взгляд на индивидуальность как структуру. С этих позиций главной была гипотеза о том, что, несмотря на разнородность, индивидуальные свойства могут сосуществовать и функционировать совместно. Научная задача заключалась в том, чтобы проверить эту гипотезу, исследуя интеграцию индивидуальности. Теория В.С. Мерлина позволяла решать эту задачу, опираясь на понятия уровней, полиморфизма, опосредования, типов детерминации. В результате было установлено, что свойства индивидуальности распределяются по уровням. Связь свойств на отдельных уровнях управляется каузальным типом детерминации. Между разноуровневыми индивидуальными свойствами возникают полиморфные связи, которые управляются телеологическим типом детерминации. Полиморфные связи могут изменяться под влиянием опосредующих звеньев. Так появилась теория интегральной индивидуальности. Она стала основой нового научного направления, которое в известной степени расширило область исследований личности в общей психологии и индивидуальных различий в дифференциальной психофизиологии. Намечена перспектива дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности, возможности ее применения в области практики и прикладных исследований. В заключение подводятся итоги работы.

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, научная теория, связь, уровни, полиморфизм, опосредование, каузальный и телеологический типы детерминации

45
1212

Середа Алена Владимировна, Игна Ольга Николаевна Отечественные научные исследования о классном руководстве в школе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 165-176

Представлен анализ отечественных научных исследований о классном руководстве в школе. В связи с трансформацией образовательной системы в России перед классными руководителями ставятся новые задачи, функции и требования, которые определяются запросами общества и государства. В отечественной науке накоплен большой объем исследований по проблеме классного руководства. Возникает необходимость систематизировать имеющийся опыт. На основе проведенного анализа выявлены три большие группы исследований, отражающие историю формирования института классного руководства, основные тенденции в воспитательной деятельности и подготовку к деятельности классного руководителя студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: классный руководитель, классное руководство, исследования о классном руководстве, воспитательная деятельность, воспитание

45
1213

Богатырев Кирилл Алексеевич Метакогнитивные искажения в образовательном опыте аспирантов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 104-111

Рассматривается вопрос проявления метакогнитивных искажений в образовательном опыте аспирантов. В качестве основного искажения рассматривается эффект Даннинга – Крюгера, возникающий в том случае, когда отдельные индивиды недооценивают или переоценивают собственные способности. Проведено эмпирическое исследование, демонстрирующее влияние эффекта Даннинга – Крюгера на аспирантов очной формы обучения Московского психолого-социального университета. В результате исследования выявлено, что метакогнитивные искажения могут оказывать влияние на процесс обучения и профессиональное становление и развитие, от преодоления кризисных ситуаций может зависеть дальнейшее решение о защите диссертации. Аспиранты первого года обучения преувеличивают свою компетентность, некорректно оценивают знания и способности. Аспиранты второго года обучения сталкиваются с кризисом мотивации, возрастает процент академических отпусков и отчислений. Аспиранты третьего курса постепенно нормализуют эмоционально-психологическое состояние и успешно защищают диссертации либо остаются на прежнем уровне и защищаются после значительного перерыва. Исследование может быть полезным для методистов, представителей профессорско-преподавательского состава, администрации вузов, так как помогает учесть отдельные особенности аспирантов как молодых специалистов, спроектировать программы обучения таким образом, чтобы учесть их потребности и интересы.

Ключевые слова: метакогнитивные искажения, эффект Даннинга – Крюгера, образовательный опыт обучающихся, самооценка компетенций, феномен самозванца, профессиональная идентичность

43
1214

Винокурова Екатерина Николаевна, Кужелева-Саган Ирина Петровна Социально-философские основания спецкурса «Антиутопии как художественные проекции рисков цифрового общества» для магистрантов классических университетов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 7-18

Основной целью статьи является экспликация социально-философских оснований спецкурса «Антиутопии как художественные проекции рисков цифрового общества» для магистрантов классических университетов. Кроме этого, обоснована своевременность создания и внедрения спецкурса в программы магистратуры и специализированного высшего образования классических университетов в контекстах трансформации системы высшего образования РФ и рискогенного характера современного цифрового общества. Приведены задачи и тематический план спецкурса. Описан опыт его апробации в Национальном исследовательском Томском государственном университете в рамках программы магистратуры «Цифровой бренд-менеджмент» по направлению подготовки 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью».

Ключевые слова: высшее образование, классический университет, магистрант, риски цифрового общества, социальное прогнозирование, художественная антиутопия, социально-философские основания

42
1215

Баянова Лариса Фаритовна, Шишова Евгения Олеговна, Волкова Светлана Витальевна Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников в контексте эмоционального состояния их матерей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 93-103

Рассматривается роль эмоционального состояния матери в развитии эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста. Внедрение федерального государственного стандарта начального общего образования определяет высокое значение нравственного воспитания, развития этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Согласно положениям Л.С. Выготского о синергии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности, нельзя рассматривать процессы познания в отрыве от эмоций, что, безусловно, отражается в повышении эффективности функционирования и успешной социализации ребенка. Цель исследования заключается в изучении особенностей развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста в сопряженности с эмоциональным фоном матерей по отношению к своим детям через оценку их чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. В заключении делается вывод о значимости позитивных детско-родительских отношений в развитии самосознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных навыков, а также в обеспечении эмоционального благополучия младших школьников. Семья служит важнейшей основой для формирования эмоциональной грамотности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения, эмоциональное состояние матерей, младшие школьники

42
1216

Данилова Марина Викторовна Жизненные ориентиры как ресурс формирования системы ценностных ориентаций современных старшеклассников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 153-164

Представлены результаты анализа соотношения ценностных ориентаций и жизненных ориентиров учащихся старших классов. Выборку составили 270 учащихся 10–11-х классов 15–17 лет (134 юноши и 136 девушек). Применялись следующие методики: анкета с социально-демографическими данными респондентов и вопросами о степени важности разных сфер жизнедеятельности; методика «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций»; уточненная и доработанная анкета жизненных ориентиров. Представлены данные о состоянии ценностных ориентаций учащихся старших классов, доработана анкета жизненных ориентиров для респондентов 15–17 лет и выявлены основные направления их жизненных ориентиров. Показано, что ценностные ориентации старшеклассников 15–17 лет не зрелы и слабо дифференцированы по содержательным характеристикам и половозрастному признаку. В этом заключается не только их слабость, но и ресурсы развития. Направленность ценностных ориентаций может формироваться вместе с жизненными ориентирами и на их основе, так как жизненные ориентиры являются более динамичным формированием и во многом опираются на непосредственные задачи возрастного развития, ясные и понятные старшеклассникам. Показано, что старший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностно-смысловой сферы личности, в особенности для развития жизненных ориентиров.

Ключевые слова: старшеклассники, ценности, смысложизненные ориентации, жизненные ориентации, жизненные ориентиры

42
1217

Сазонова Наталия Ивановна, Мухин Олег Николаевич Олимпиада как способ диагностики предметной функциональной грамотности будущего учителя истории (опыт Томского государственного педагогического университета) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 32-43

Представлен опыт Томского государственного педагогического университета в области диагностики функциональной грамотности будущих учителей истории в рамках проведения студенческой олимпиады. Показано, что предметная функциональная грамотность будущего учителя является основой его функциональной грамотности как педагога. Выявлено, что олимпиада является одним из действенных способов диагностики уровня функциональной грамотности ввиду полидисциплинарности олимпиадных вопросов и заданий, а также особенностей формата проведения. Предложено два этапа диагностики предметной функциональной грамотности в рамках олимпиады: связанный с определением общего уровня читательской, информационной, естественно-научной и математической грамотности и связанный с диагностикой сформированности глобальных компетенций и креативного мышления. Представлены результаты диагностики, показавшие высокий и средний уровни сформированности читательской, информационной, естественно-научной, математической грамотности и недостаточную подготовку студентов в области глобальных компетенций и креативного мышления. Делается вывод о том, что выявленные недостатки должны стать основанием для дальнейшей работы в этом направлении.

Ключевые слова: история России, функциональная грамотность, предметная олимпиада, читательская грамотность, информационная грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, студенты

38
1218

Царев Вячеслав Николаевич От слова к жесту: передача смысловых нюансов литературного произведения в дирижировании // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 54-61

Отмечая сложность и многогранность дирижерского искусства, автор подчеркивает необходимость глубокого осмысления исторического и теоретического контекста музыкального исполнительства для успешного обучения профессиональной деятельности дирижера, ставя цель освоения обучающимися методов передачи смысловых нюансов литературного текста в дирижерском жесте и предложить поэтапную технологию эффективной работы с текстом при подготовке дирижером хорового исполнения. Для реализации поставленной цели использованы методики преподавания дирижирования, сравнительный анализ подходов к обучению дирижированию вокально-хоровой музыки и интерпретированию литературного текста в дирижерском жесте, что представляет собой сложную и недостаточно изученную проблему. Поэтапная технология решения творческой задачи интерпретации смыслового содержания текста вокально-хорового произведения в жесте дирижера продемонстрирована в освоении иностранными студентами дирижирования хоровых произведений российских авторов, что определяет новизну исследования. Результаты исследования демонстрируют необходимость специальной подготовки для работы с литературным текстом в вокально-хоровой музыке, что расширяет существующие представления о методике преподавания дирижирования. Они могут быть использованы для разработки новых методических рекомендаций по обучению дирижеров с акцентом на работу с литературным текстом и передачу его смысловых нюансов через жест.

Ключевые слова: профессия дирижера, хоровое дирижирование, язык дирижерского жеста, интерпретация содержания литературного текста в дирижировании

38
1219

Кочкина Дарья Дмитриевна Приходское попечение как стратегия педагогической поддержки детей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 19-31

Актуальность исследования состоит в выявлении специфики приходского попечения (социально-педагогической деятельности в православном приходе) как области педагогической поддержки; уточняется понятие педагогической поддержки в контексте рассматриваемого вопроса. Новизна заключается в описании педагогической тактики попечения как варианта педагогической поддержки, возникающей в обстоятельствах взаимодействия детей и педагогов прихода. Центром развития общения внутри прихода является встреча двух акторов: человека и другого человека (социальный аспект), человека и сокровенного его я (психологический аспект), человека и Бога (богословский аспект). Попечение как тактика педагогической поддержки базируется на практике, центральной категории и основе приходского взаимодействия детей и педагога. Категория практики в попечении проявляется тогда, когда педагог стремится прожить и пережить вместе с ребенком события, равнозначимые для них. Тактика попечения как максимально естественная для православной традиции культурная практика может лежать в основе выстраиваемой стратегии приходского попечения о детях, которая характеризуется типичными признаками, определенными в исследовании. В зависимости от тенденций функционирования приходского попечения о детях педагогами могут выбираться и другие педагогические тактики, отличные от тактик педагогической поддержки детей. Кроме того, в статье обозначаются проблемы, мешающие распространению и применению тактик педагогической поддержки в православных приходах.

Ключевые слова: приходское попечение, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, тактика попечения, религиозное воспитание, религиозная социализация, православный приход

35
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25

Страница 25 из 25

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ