Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 16.07.2025
Главная Выпуски журнала 2014 Год Выпуск №4 ЭТЮДЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФАКТОРОВ ПСИХОЛОГИИ РАЗРУШЕНИЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ЭТЮДЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФАКТОРОВ ПСИХОЛОГИИ РАЗРУШЕНИЯ

Чиркова Тамара Ивановна

Информация об авторе:

В статье обсуждается проблема отсутствия систематизированных знаний о принципах, способах, методах и правилах изучения психологии разрушения в психологической науке и практике. Анализируется необходимость изучения закономерностей разрушения, диспропорционально по сравнению с категорией «развитие» представленных в педагогической психологии. Обосновывается необходимость включения в подготовку специалистов гуманитарного профиля специальной дисциплины «Психология разрушения». На основе методологического анализа современных разрушительных тенденций в культуре, воспитании и образовании дано описание основополагающих факторов психологии разрушения: утраты смысла жизни – экзистенционального вакуума; доминирования мотивации материального потребления в ущерб духовному развитию и творчеству. Особое внимание уделено описанию феноменологии психологического разрушения в молодежной среде и технологиям профилактической работы по его предупреждению.

Ключевые слова: методология психологии разрушения, факторы разрушения, «экзистенциональный вакуум», ноогенный невроз, доминирование потребительских отношений, вандализм, девальвация коммуникативных связей

Библиография:

1. Гусельцева М. С. Психология и история: культурно-психологическая эпистемология // Методология и история психологии. 2010. Т. 5, вып. 2. С. 7–22.2. Кара-Мурза С. Г. Манипулирование сознанием // kara-murza manipulyaciya coznaniem.php

3. Мещерякова Т. В., Герасимова О. В. Смена поколений, или Проблема формирования ценностного сознания будущего врача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 173–182.

4. Чиркова Т. И. Психология разрушения: контуры методологического анализа // Известия РАО. 2012. № 3. С. 99–106.

5. Чиркова Т. И. Методологический анализ психологической теории (на примере психологии развития и разрушения) // Т. И. Чиркова. Методологические основы психологии: учеб. пособие к практ. и семинар. занятиям. М.: Вузовский учеб-

ник: ИНФРА-М, 2013. C. 184–236.

6. Философский словарь / под ред. Г. Шишкоффа. 22-е изд. М.: Республика, 2003. 576 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

8. Аванесов С. С. Вступительное слово к дискуссии: Что такое жизнь? (философские, биологические, геологические и историко-культурные контексты). Круглый стол ТГУ, 31 марта 2010 г. // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 4 (12). С. 147–166.

9. Бассин Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопр. психологии. 1973. № 6. С. 13–24.

10. Соколова Е. Е. Есть ли будущее у теории деятельности? // Вопросы психологии. 2011. № 4. C. 129–140.

11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

12. Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2 (18). С. 74–80.

13. Дружинин В. Д. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М.: Пер Сэ; СПб.: ИМАТОН, 2000. 135 с.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.

15. Менделевич В. Д. Невротические расстройства: определение и теории неврозогенеза. http://www.psycholok.ru /lib/mendelevich /nrotn /nrotn_08.html

16. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.

17. Чиркова Т. И. Психолог в материнской школе (вопросы теории и практики). Н. Новгород, 1999. 248 с.

18. Pikler Emmi. Friedliche Babys-zufriedene Mutter. Padagogische Ratschlage einer Kinderarztin. Herderbucherei. Herder-Freibururg-Wien, 2009. 222 S.

19. Shannon L. W. The role of vandalism in delinquent careers // Vandalism: Behavior and motivation / ed. by C. Levy-Leboyer. Amsterdam: Hoth-Holland, 1983.

20. Donnermeyer J. F., Phillips G. H. Vandals and vandalism in the USA // Vandalism: Behavior and motivation / C. Levy-Leboyer. Amsterdam: Hoth-Holland, 1983.

21. Скороходова А. С. Вандализм. http:// www.gumer.info/ bibliotek Buks /Sociolog /Skoroh /Vandal.php

22. Жигинас Н. В. Педагогические условия формирования и преодоления акмеологического кризиса идентичности у студентов вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 6. С. 210–214.

chirkova_t._i._78_88_4_6_2014.pdf ( 429.01 kB ) chirkova_t._i._78_88_4_6_2014.zip ( 421.35 kB )

Выпуск: 4, 2014

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Страницы: 78 — 88

Скачиваний: 1810

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ