ЭТЮДЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФАКТОРОВ ПСИХОЛОГИИ РАЗРУШЕНИЯ
В статье обсуждается проблема отсутствия систематизированных знаний о принципах, способах, методах и правилах изучения психологии разрушения в психологической науке и практике. Анализируется необходимость изучения закономерностей разрушения, диспропорционально по сравнению с категорией «развитие» представленных в педагогической психологии. Обосновывается необходимость включения в подготовку специалистов гуманитарного профиля специальной дисциплины «Психология разрушения». На основе методологического анализа современных разрушительных тенденций в культуре, воспитании и образовании дано описание основополагающих факторов психологии разрушения: утраты смысла жизни – экзистенционального вакуума; доминирования мотивации материального потребления в ущерб духовному развитию и творчеству. Особое внимание уделено описанию феноменологии психологического разрушения в молодежной среде и технологиям профилактической работы по его предупреждению.
Ключевые слова: методология психологии разрушения, факторы разрушения, «экзистенциональный вакуум», ноогенный невроз, доминирование потребительских отношений, вандализм, девальвация коммуникативных связей
Библиография:
1. Гусельцева М. С. Психология и история: культурно-психологическая эпистемология // Методология и история психологии. 2010. Т. 5, вып. 2. С. 7–22.2. Кара-Мурза С. Г. Манипулирование сознанием // kara-murza manipulyaciya coznaniem.php
3. Мещерякова Т. В., Герасимова О. В. Смена поколений, или Проблема формирования ценностного сознания будущего врача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 173–182.
4. Чиркова Т. И. Психология разрушения: контуры методологического анализа // Известия РАО. 2012. № 3. С. 99–106.
5. Чиркова Т. И. Методологический анализ психологической теории (на примере психологии развития и разрушения) // Т. И. Чиркова. Методологические основы психологии: учеб. пособие к практ. и семинар. занятиям. М.: Вузовский учеб-
ник: ИНФРА-М, 2013. C. 184–236.
6. Философский словарь / под ред. Г. Шишкоффа. 22-е изд. М.: Республика, 2003. 576 с.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
8. Аванесов С. С. Вступительное слово к дискуссии: Что такое жизнь? (философские, биологические, геологические и историко-культурные контексты). Круглый стол ТГУ, 31 марта 2010 г. // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 4 (12). С. 147–166.
9. Бассин Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопр. психологии. 1973. № 6. С. 13–24.
10. Соколова Е. Е. Есть ли будущее у теории деятельности? // Вопросы психологии. 2011. № 4. C. 129–140.
11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
12. Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2 (18). С. 74–80.
13. Дружинин В. Д. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М.: Пер Сэ; СПб.: ИМАТОН, 2000. 135 с.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
15. Менделевич В. Д. Невротические расстройства: определение и теории неврозогенеза. http://www.psycholok.ru /lib/mendelevich /nrotn /nrotn_08.html
16. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.
17. Чиркова Т. И. Психолог в материнской школе (вопросы теории и практики). Н. Новгород, 1999. 248 с.
18. Pikler Emmi. Friedliche Babys-zufriedene Mutter. Padagogische Ratschlage einer Kinderarztin. Herderbucherei. Herder-Freibururg-Wien, 2009. 222 S.
19. Shannon L. W. The role of vandalism in delinquent careers // Vandalism: Behavior and motivation / ed. by C. Levy-Leboyer. Amsterdam: Hoth-Holland, 1983.
20. Donnermeyer J. F., Phillips G. H. Vandals and vandalism in the USA // Vandalism: Behavior and motivation / C. Levy-Leboyer. Amsterdam: Hoth-Holland, 1983.
21. Скороходова А. С. Вандализм. http:// www.gumer.info/ bibliotek Buks /Sociolog /Skoroh /Vandal.php
22. Жигинас Н. В. Педагогические условия формирования и преодоления акмеологического кризиса идентичности у студентов вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 6. С. 210–214.
Выпуск: 4, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 78 — 88
Скачиваний: 1266