СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО СОЗДАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК В ЛОГИКЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА
Представлено понятие инновационной разработки как процесса и результата участия педагога в инновационной деятельности как деятельности по изменению образовательной практики в школе. Рассмотрены разные подходы к управлению инновациями в школе: технологический, экономический, проектный, синергетический, гуманитарный. В результате сравнительного анализа разных управленческих подходов установлено, что только гуманитарный подход обеспечивает смысловую коммуникацию педагогов и личное участие каждого в создании, реализации и распространении инновационных разработок. А гуманитарное управление ориентируется на субъект и создает условия для совместной деятельности, поддерживает инициативы всех участников процесса. Доказана необходимость смыслопорождающей коммуникации в педагогическом сообществе, в процессе которой педагоги оформляют смыслы своего участия в инновационной деятельности. Педагогам необходимо взаимодействие, которое позволит расширить рамки своей инновации и обогатить ее при помощи взаимообмена.
Ключевые слова: инновационная разработка педагога, инновационная деятельность, образовательная инновация, управление инновационной деятельностью, подходы к управлению
Библиография:
1. Прозументова Г. Н. Ситуация функционально-смысловой неопределенности как область гуманитарной практики и исследования // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. С. 244–259.
2. Аккоф Р., Гринберг Д. Преобразование образования / пер. с англ. Томск: Изд-во ТГУ, 2009. 196 с.
3. Прозументова Г. Н. Стратегии управления инновациями в образовании // Управление инновационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению. Томск, 2000. С. 60–68.
4. Прозументова Г. Н. Субъективация образовательных практик в открытых системах: идеологизация и целеобразование как ресурс управления изменениями // Управление изменениями в образовании. Томск: Изд. дом «Твердыня», 2001. С. 15–27.
5. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok (дата обращения: 17.01.2013).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 // Гарант: информационно-правовой портал. Электрон. текст. дан. М., 2010. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97127 (дата обращения: 14.12.2011).
7. Зоткин А. О. Экспертиза как признак и условие профессионализации // Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2007. С. 52–61.
8. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации / пер. с англ. М., 2007. 432 с.
9. Щедровицкий Г. П. Рефлексия // Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2005. 800 с.
10. Итами Х. Невидимые активы // Стратегический синергизм / Э. Кемпбелл, К. Саммерс Лачс. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 59–85.
11. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы: кол. монография / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. 342 с.
12. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г. Н. Прозументовой. Барнаул; Томск, 1997. 128 с.
13. Сорокова Л. А. Как измерять эффективность управления в развивающейся школе // Диагностика изменений в образовании / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2002. С. 82–86.
14. Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311 с.
15. Калачикова О. Н. Управленческая поддержка образовательных инноваций в деятельности педагогов общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009. 189 с.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 65 — 72
Скачиваний: 1068