ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ УСТОЙЧИВОСТЬ
Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализации. Дается характеристика понятия «регион», включающая в себя структурные компоненты: территория, население, экономика, административно-политическая самоидентификация. Приводится определение термина «регионализация». Выделяются особенности региональной образовательной системы на современном этапе: компьютеризация и телекоммуникация, дополняемые традиционными информационными технологиями; становление и утверждение рыночных механизмов образовательных услуг; глобальность; непрерывное образование человека в течение всей его жизни. Определяя региональную образовательную систему как системный объект, авторы показали ее характерные черты, принципы организации. Авторами обосновываются признаки и требования к устойчивости региональной образовательной системы. Необходимым условием устойчивости и стабильности образовательной системы рассматривается ее разнообразие.
Ключевые слова: регион, регионализация, особенности региональных образовательных систем, устойчивость образовательных систем, запас устойчивости, системный подход
Библиография:
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон [от 21 декабря 2012 г.]. URL: http://Минобрнауки.РФ (дата обращения: 6.02.2015).
2. Тарасенко А. О. Управление образованием на местном уровне. Роль системы образования в развитии территории // Муниципальная академия. 2013. № 1. С. 22–25.
3. Костин А. К. Регионализация образования – «стратегическое направление образовательной политики» // Педагогика. 2005. № 8. С. 26–32.
4. Найман Е. А. Институт высшего образования в системе обмена знаниями в регионе // Общество знания: философия, управление, образование: материалы III Сибирского филос. семин. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Томск: Изд-во ТГУ, 2013. С. 180–183.
5. Кюнрикова И. В. Региональный компонент образования в содержании воспитания школьников // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тез. докл. VIII годичного собр. Южного отд-я РЭО и ХХ регион. психол.-пед. чтений Юга России. Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2001. Ч. 2. С. 71–73.
6. Топоровский В. П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающей школы: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2002.
7. ГОСТ Р54598.1–2011. Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития. URL: http://www.gost-load.ru/Index/51/51649.htm (дата обращения: 25.01.2015).
8. Турченко В. Н., Шафранов-Куцев Г. Ф. Россия: от экстремальности к устойчивости (методология устойчивого развития): монография. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2000.
9. Ларионова Т. В. К проблеме устойчивости образовательных систем в глобально-региональном мироустройстве // Филос. образования. 2013. № 1 (46). С. 3–9.
10. Системный анализ и принятие решений. Словарь-справочник: учеб. пос-е для вузов / под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. М.: Высш. шк., 2004.
11. Атрашенко А. Н. Об управлении устойчивым развитием образовательной системы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 76–82.
12. Харина Н. В. Научные подходы к типизации образовательных систем // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 243–249.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 102 — 110
Скачиваний: 1135