СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассмотрены возможности учебной деятельности для социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Проведен анализ взаимосвязи понятий, раскрывающий основные подходы к рассмотрению социализации. Представлены методы социализации, интегрирующие целевые, организационные, программно-методические, технологические и диагностические условия учебной деятельности. Приведены результаты проведенного исследования социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной деятельности, а также выявлены содержательные аспекты академического компонента и компонента жизненной компетенции. Рассмотрены социально-адаптивные возможности условий начального общего образования. Описана структура учебных заданий для индивидуальной и групповой работы, варианты представления индивидуальных учебных достижений учащихся. Представлены методы оценки и уровни социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах эксперимента. Отмечены наблюдаемые в ходе эксперимента воспитательные и учебные эффекты.
Ключевые слова: условия социализации, школьники с ограниченными возможностями здоровья, начальное общее образование, социальная адаптация, индивидуализация, учебная деятельность, структура учебных заданий
Библиография:
1. Международная энциклопедия воспитания. Исследование и изучение. Оксфорд, 1985. 4664 с.
2. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 336 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 2001. 288 с.
4. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 456 с.
6. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 329 с.
7. Сергеева Т. Б. Аксиологические проблемы образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2001. URL: http://cheloveknauka.com/aksiologicheskie-problemyobrazovaniya-i-vospitaniya-v-kontekste-teorii-sotsiokulturnoy-dinamiki#ixzz3WXhMLVe3 (дата обращения: 01.04.2015).
8. Сачков К. В. Новая философская энциклопедия: в 4 томах / под общ. ред. В. С. Степина. М.: Мысль, 2001. Т. 1. 721 с.
9. Кононенко Б. И. Культурология. М.: Вече, 2003. 512 с.
10. Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный дом, 2003. 1312 с.
11. Antinazi. Энциклопедия социологии. 2009. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/1234/ (дата обращения: 03.04.2015).
12. Гааз Ф. И. Педагогическая психология. М.: Педагогическое образование и наука, 2003. 467 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Знание, 1946. 236 с.
14. Единая концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2011. № 13.
15. Мудрик А. В. Социализация человека. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 304 с.
Выпуск: 3, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Страницы: 83 — 91
Скачиваний: 1143