Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 14.07.2025
Главная Выпуски журнала 2016 Год Выпуск №1 МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Лялина Ирина Игоревна

Информация об авторе:

Предлагаемое исследование посвящено изучению особенностей межличностного общения подростков с задержкой психического развития (ЗПР). В процессе исследования установлено, что подросткам с ЗПР сложно устанавливать контакт. В ученическом коллективе они занимают низкие статусные позиции – «малопопулярные» и «отверженные». Подростки с нормальным психическим развитием не принимают своих сверстников с ЗПР в свой круг общения. Большинство подростков с ЗПР, так же как и подростков с нормальным психическим развитием, имеют нормальный уровень агрессивности. Уровень враждебности у подростков с ЗПР выше по сравнению со сверстниками, имеющими нормальное психическое развитие. У подростков и с нормальным развитием, и с ЗПР имеются проблемы, связанные с отношением к отцу, будущему и нереализованным возможностям. Доля подростков, имеющих указанные проблемы, составляет 5–10 %. Среди подростков с ЗПР данный показатель чуть выше. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростки с ЗПР имеют особенности межличностного общения, которые затрудняют их пребывание в ученическом коллективе. Психологам и педагогам необходимо знать специфику межличностного общения подростков с ЗПР для обеспечения максимально комфортной и безопасной образовательной среды.

Ключевые слова: межличностное общение, социализация, подростки, задержанное психическое развитие

Библиография:

1. Алтунина И. Р., Немов Р. С. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2011. 426 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с.

3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения: полный курс. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. 416 с.

4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2011. 573 с.

5. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

6. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 317 c.

7. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. 811 с.

8. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт. – сост. С. А. Коробкина. Волгоград: Учитель, 2014. 237 с.

9. Волков Б. С. Психология подростков. СПб.: Питер, 2010. 240 с.

10. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Специальная психология. Введение в специальность: учеб. пос-е. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2015. 264 с.

11. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Особенности внимания младших школьников с ОНР IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 76–78.

12. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Интернет-журнал «Науковедение». Т. 7, № 2 (2015). ISSN 2223–5167. URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/18PVN215.pdf (доступ свободный).

grebennikova_e._v._26_30_1_11_2016.pdf ( 374.42 kB ) grebennikova_e._v._26_30_1_11_2016.zip ( 368.16 kB )

Выпуск: 1, 2016

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 26 — 30

Скачиваний: 2808

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ