ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Рассматривается актуальная задача в образовании – создание эффективной модели управления социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций. Сосредоточенность исследователей и государственных деятелей на поиске экономической выгоды и обеспечении научно-технического прогресса нередко приводит к недооценке влияния социальных инноваций на общество в целом. Вместе с признанием значения внедрения инноваций в высокотехнологичных секторах экономики акцентируется внимание на социальных инновациях как драйверах формирования социального капитала. Конкретизируется, что включение в сетевое взаимодействие образовательных организаций разного типа является социальной инновацией. Предложенная в статье структурно-функциональная модель состоит из следующих компонентов: целевого, организационного и оценочно-результативного. Фиксируются разные типы результатов, возникающих в сети: исследовательские, продуктовые, профессиональные, учебные, институциональные.
Ключевые слова: социальные инновации, модель, управление, сетевое взаимодействие, образовательные организации
Библиография:
1. Бесстужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993. 232 с.
2. Друкер П., Макьярелло Ф., Джозеф А. Менеджмент / пер. с англ. М.: ООО “И. Д. Вильямс», 2010. 704 с.: ил. Парал. тит. англ.
3. Кучко Е. Е. Социология нововведений как специальная социологическая теория // Социология. 2007. № 4. С. 91–101.
4. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики. М.: Политиздат, 1989. 271 с.
5. Классический университет – инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Томский гос. ун-т, 2008. 262 с.
6. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб: Питер, 2013. 304 с.; ил.
7. Усманов Б. Ф. Социальная инноватика: учеб. пос-е. 3-е изд., перер. и доп. М.: Социум, 2009. 518 с.
8. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер; [предисл. В. С. Автономова; пер. с нем. В. С. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко; пер. с англ. В. С. Автономова, Ю. В. Автономова, Л. А. Громовой, К. Б. Козловой, Е. И. Николаенко, И. М. Осадчей, И. С. Семененко, Э. Г. Соловьева]. М.: Эксмо, 2008. 864 с. (Антология экономической мысли).
9. Гончаров Г. А. Взгляд на термин «социальные инновации» через призму концепции социального капитала // Вестн. ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2. С.130–133.
10. Царёв А. С. Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений: дис. … канд. филос. наук. Саранск, 2011. 181 с.
11. Головашина А. П. Организационно-педагогические условия совершенствования инновационных процессов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 186 с.
12. Крючкова С. Е. Инновации: философско-методологический анализ: дис. … д-ра. филос. наук. М., 2001. 296 с.
13. Башарина А. А. Социальные инновации в образовании: сущность и классификация // Изв. Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11, 4 (5). С. 1101–1107.
14. Князев А. А. Инновация как социальная ценность // Основы экономики, управления и права. 2012. № 1 (1). С. 23–25.
15. Червонный М. А., Швалева Т. В., Власова А. А., Цвенгер Е. И. Модель социального сопровождеия интеллектуально одаренных детей в области физики и математики, обеспечивающая им необходимую академическую мобильность // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). 281 с.
16. Потачев С. А., Линьков А. Я., Демидов Е. В., Рожденственская И. В. Обеспечение академической мобильности аспирантов и молодых научно-педагогических работников университета: науч. – метод. мат-лы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 74 с.
17. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета (Официальный портал). URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.06.2015).
18. Адамский А. И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку. М.: Эврика, 2006.
19. Акулов А. Б., Василенко Н. В., Линьков А. Я. Управление знаниями в сетевых взаимодействиях // Universum: Вестник Герценовского ун-та. 2014. № 2. С. 124–130.
20. Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. 304 с.
21. Василенко Н. В. Принципы сетевых взаимодействий в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 4. С. 183–185.
22. Зубарева Т. А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений: дис. … кан. пед. наук. Томск, 2011. 246 с.
23. Сартакова Е. Е. Сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений в условиях социокультурной модернизации образования (на материале Сибирского федерального округа): дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2015. 460 с.
24. Шепило А. Г. Интегративная модель сетевого взаимодействия учреждений городской образовательной системы по реализации технологического профиля обучения старшеклассников: дис. … кан. пед. наук. Великий Новгород, 2008. 196 с.
25. The Open book of social innovation. R. Murray, J. Caulier-Grice, G. Mulgan. URL: http://youngfoundation.org/wp-content/ uploads/2012/10/The-Open-Book-of-Social-Innovationg.pdf (дата обращения: 15.06.2015).
26. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.
27. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пос-е для студентов высш. учеб. завед. М.: Академия, 2006. 400 с.
28. Михайлова Е. Н. Визуализация результата в исследовательской деятельности педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 186–189.
29. Поздеева С. И. Потенциал гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога в школе // Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник материалов V Сибирского психологического форума (3–5 октября 2013 г.). Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2013. С. 196–199.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 123 — 131
Скачиваний: 1141