ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МОНИТОРИНГА СПОСОБНОСТИ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В свете обновления государственной политики в области дошкольного образования задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству у ребенка приобретает особую актуальность. В результате установленных психологических и психолингвистических предпосылок речевого творчества ребенка в структуре способности к сочинению сказок у старших дошкольников нами выделяются два взаимообусловленных компонента: ядро и исполнительный компонент. Обоснование взаимосвязи психических процессов в структуре способности к сочинению сказок, уточнение сквозных механизмов ее развития у старших дошкольников послужили основой для создания диагностических методик, которые позволят осуществить мониторинг данной способности по нескольким критериям одновременно.
Ключевые слова: речевое творчество, способность к сочинению сказок, старшие дошкольники, мониторинг, диагностические методики
Библиография:
1. Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (153). С. 80–86.
2. Кривоногова О. А. Сочинение сказок как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию способности к речевому творчеству // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.
3. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психол. журн. 2001. № 6. С 64–76.
4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: колл. монография / под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224 с.
5. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приокское кн. изд-во, 1993. 264 с.
6. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 192 с.
7. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко. М.: ПЕРСЭ, 2003. 144 с.
8. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 43–50.
9. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. пос-е для студентов средн. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001. 336 с.
10. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2: Психология образования. 3-е изд. М.: ВЛАДОС, 1997. 608 с.
11. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.
12. Развитие+: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Ч. 2. Старший дошкольный возраст / под ред. А. И. Булычевой. М.: НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера „Развитие“», 2012. 279 с.
13. Щетинина А. М. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика. М.: ТЦ «Сфера», 2011. 128 с.
14. Дьяченко О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С. 43–47.
15. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пос-е для студентов пед. ин-тов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: ВЛАДОС, 1995. 291 с.
16. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.
Выпуск: 2, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 108 — 117
Скачиваний: 979