ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕТЕРОГЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-126-132
Рассматриваются проявления гетерогенных особенностей подростков в конфликтных ситуациях. Представлен анализ научно-исследовательской литературы по изучению гетерогенных групп в отечественной и зарубежной педагогике. Дана характеристика понятий «гетерогенный» и «гетерогенная группа». Внимание акцентируется на сущности понятия «гетерогенный», положенного в основу исследования подростков семей различного социального статуса (с одним, двумя, тремя и более детьми). Анализируется ряд источников по проблеме изучения гетерогенных особенностей подростков. Приведены примеры различных подходов к понятию «конфликт» в философии, социологии, психологии, педагогике. Описаны тенденции к проявлению определенных форм и стилей поведения в конфликтных ситуациях подростков гетерогенной группы, которые возможно использовать в качестве показателей в процессе создания педагогических условий для формирования духовной, гуманной, социально активной личности подростка гетерогенной группы. Представленные результаты исследования отражают специфику стиля поведения подростков с гетерогенными особенностями в конфликтной ситуации.
Ключевые слова: гетерогенные особенности, гетерогенные группы, конфликтная ситуация, подростки, социальный статус
Библиография:
1. Быстрова Н. Н. Особенности подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, в условиях гетерогенного состава учащихся в системе общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. 17 с.
2. Волынская О. С. Подготовка воспитателей дошкольных учреждений к работе с гетерогенными группами детей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Биробиджан, 2010. 17 с.
3. Бердяев Н. А. Иллюзии и реальность в психологии эмигрантской молодёжи // Путь. 1928. № 14. С. 3–30.
4. Герцен А. И. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1986. Т. 2. 654 с.
5. Трубецкой С. Н. Об истинном и ложном национализме // Исход к Востоку. София, 1921. С. 71–85.
6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
7. Горшков М. К. Российское общество как новая социальная реальность. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Gorshkov_Rossijskoe obsc.pdf (дата обращения: 15.04.16).
8. Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. Инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь. М., 1980. 264 с.
9. Керимов Т. Х. Социальная гетерология. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. 100 с.
10. Шадрова Е. В., Тихомирова Е. Л. Проблема целеполагания при обучении иностранному языку в гетерогенной образовательной среде // Вестн. Тюменского гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. № 4 (4). С. 294–303.
11. Асмолов А. Г. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Смысл, 2006. 321 с.
12. Буздов А. Ю., Федоров А. В., Худайназарова Д. Р. Спортивные группы гетерогенного типа: методика структурирования // Теория и практика общественного развития. Педагогические науки. 2015. № 1. С. 91–98.
13. Фрадкин Ф. А., Малинин Г. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. М.: Прометей, 1993. 176 с.
14. Adodo S. O., Agbayewa J. O. Effect of homogenous and heterogeneous ability grouping class teaching on student’s interest, attitude and achievement in integrated science // International Journal of Psychology and Counselling. Vol. 3 (3). Pp. 48–54. URL: http://www.academicjournals.org/IJPC (дата обращения: 21.10.16).
15. Балашова И. В., Цатурян М. О., Шадрова Е. В. Образовательные потребности одаренных детей в гетерогенной группе: психолого-педагогические аспекты // Непрерывное образование. 2015. № 1 (11). С. 21–24.
16. Крылова О. Н. Исследование образовательных потребностей учащихся различных гетерогенных групп // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 45–49.
17. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973. 847 с.
18. Леонова Е. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 124–128.
19. Балашова И. В., Тихомирова Е. Л., Шадрова Е. В. Исследование потребностей гетерогенных групп обучающихся // Психолого-педагогический поиск. Научно-методический журнал. 2014. № 4 (32). С. 129–141.
20. Микляева А. В., Румянцева П. В. Структура социальной идентичности личности: возрастная динамика // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 5 (83). С. 129–133.
21. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. URL: http://www.fgos-kurgan.narod.ru›norm_federal.htm. (дата обращения: 24.04.2016).
22. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: Юнити, 2000. 551 с.
23. Рождественская Н. А., Мамонова А. М. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях // Вестн. Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2010. № 1. С. 110–116.
24. Лунева Е. С. Модель социально-педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях // Ярославский пед. вестн. Т. 2: Психолого-педагогические науки. 2010. № 3. С. 98–101.
25. Рыбакова М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
26. Новейший философский словарь. URL: http://www.enc-dic.com›new_philosophy/Konflikt-612.html (дата обращения: 24.04.2016).
27. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996. 261 с.
28. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 391 с.
29. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. 212 c.
30. Кевля Ф. И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребёнка // Практико-ориентированная монография для школьных психологов и социальных педагогов. Вологда: Легия, 2009. 226 с.
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 126 — 132
Скачиваний: 1174