Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 26.05.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №1 ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Коногорская Светлана Анатольевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-142-152

Информация об авторе:

преподаватель кафедры психологии и педагогики начального образования педагогического института, Иркутский государственный университет (ул. Карла Маркса, 1, Иркутск, Россия, 664003). E-mail: konogorskaya@yandex.ru

Ставится проблема развития мышления как в целом, так и отдельных его видов, изучения педагогических условий его формирования, что актуально при переходе к обучению по новым образовательным стандартам. Подчеркивается взаимосвязь учебной успешности школьников с развитием когнитивных процессов, в частности с уровнем развития пространственного мышления. Предложен комплексный подход к исследованию пространственного мышления через изучение его компонентов: пространственно-речевых, графомоторных, конструктивно-пространственных функций и др. Представленные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что пространственное мышление играет весомую роль в успешности обучения не только по предметам математического, но и естественно-научного, гуманитарного профиля. Установлено, что значимость пространственного мышления в учебной успешности учающихся наиболее высока в младшем школьном возрасте, но постепенно снижается к старшему школьному возрасту. При этом обратно пропорционально, от младших классов к старшим, возрастает роль половозрастных особенностей в пространственном мышлении. Делается вывод о том, что поэтапное развитие несформированных компонентов пространственного мышления младших школьников способствует повышению учебной успешности.

Ключевые слова: пространственное мышление, вербальное мышление, половозрастные особенности, учебная успешность, учебные трудности, предметные способности, поэтапное развитие

Библиография:

1. Тихомирова Т. Н., Модяев А. Д., Леонова Н. М., Малых С. Б. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 43–54.

2. Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В. Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 5–14.

3. Щебланова Е. И. Взаимосвязь когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных школьников // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 13–23.

4. Савенков А. И., Карпова С. И. Детская одаренность как предиктор учебной и жизненной успешности в педагогике и психологии XX века // Вестн. Московского гор. пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 53–56.

5. Самохин И. С., Соколова Н. Л., Сергеева Н. Г. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 234–253.

6. Волочков А. А. Успеваемость и когнитивное развитие в зависимости от учебной активности школьника // Вестн. Пермского гос. гуманит.-пед. ун-та. Серия № 1: Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 87–97.

7. Краснов А. В. Профессиональная активность учителя начальных классов как предиктор успешности его учеников // Вестн. Пермского гос. гуманит.-пед. ун-та. Серия № 1: Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С. 85–90.

8. Мишина М. М., Серебрякова Н. В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с успешностью учебной деятельности подростков // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. 2015. № 4. С. 120–131.

9. Моросанова В. И., Цыганов И. Ю., Ванин А. В., Филиппова Е. В. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: их взаимосвязь и вклад в успешность обучения // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 32–45.

10. Белошистая А. В. Новая методическая система развития пространственного мышления учащихся I–IV классов // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 16–22.

11. Василенко А. В. Систематизация задач на развитие пространственного мышления учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 460–470.

12. Далингер В. А. Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как фактор успешности ученика в учебном процессе // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5/2. С. 206–209.

13. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл: Per Se, 2000. 685 с.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

15. Семаго М. М. Пространственно-временные репрезентации как структурно-содержательные характеристики пространства ментального опыта (к вопросу о механизмах обеспечения мыслительной деятельности) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 131–140.

16. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005. 319 с.

17. Сорокова М. Г., Ермаков С. С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 4. С. 56–70.

18. Крещенко О. Ю., Хромова С. К. Гендерные особенности речевого развития и сформированность навыков письма и чтения у детей 9–10 лет // Новые исследования. 2011. № 4 (29). С. 14–27.

19. Бенданс Т. В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2009. 431 с.

20. Волкова Е. В. Единство диференционно-интеграционных механизмов развития специальных способностей и креативности в контексте роста научных знаний // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 1. С. 54–70.

21. Коногорская С. А. Половозрастные особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся: дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2015. 241 с.

22. Коногорская С. А. Прогностические возможности пространственных и вербальных тестов в диагностике возникновения трудностей обучения у младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 5 (133). С. 149–154.

23. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6 классах: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. 192 с.

24. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский гос. ун-т, 2005. 174 с.

konogorskaya_s._a._142_152_1_15_2017.pdf ( 430.8 kB ) konogorskaya_s._a._142_152_1_15_2017.zip ( 419.64 kB )

Выпуск: 1, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 142 — 152

Скачиваний: 2137

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ