ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-142-152
Ставится проблема развития мышления как в целом, так и отдельных его видов, изучения педагогических условий его формирования, что актуально при переходе к обучению по новым образовательным стандартам. Подчеркивается взаимосвязь учебной успешности школьников с развитием когнитивных процессов, в частности с уровнем развития пространственного мышления. Предложен комплексный подход к исследованию пространственного мышления через изучение его компонентов: пространственно-речевых, графомоторных, конструктивно-пространственных функций и др. Представленные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что пространственное мышление играет весомую роль в успешности обучения не только по предметам математического, но и естественно-научного, гуманитарного профиля. Установлено, что значимость пространственного мышления в учебной успешности учающихся наиболее высока в младшем школьном возрасте, но постепенно снижается к старшему школьному возрасту. При этом обратно пропорционально, от младших классов к старшим, возрастает роль половозрастных особенностей в пространственном мышлении. Делается вывод о том, что поэтапное развитие несформированных компонентов пространственного мышления младших школьников способствует повышению учебной успешности.
Ключевые слова: пространственное мышление, вербальное мышление, половозрастные особенности, учебная успешность, учебные трудности, предметные способности, поэтапное развитие
Библиография:
1. Тихомирова Т. Н., Модяев А. Д., Леонова Н. М., Малых С. Б. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 43–54.
2. Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В. Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 5–14.
3. Щебланова Е. И. Взаимосвязь когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных школьников // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 13–23.
4. Савенков А. И., Карпова С. И. Детская одаренность как предиктор учебной и жизненной успешности в педагогике и психологии XX века // Вестн. Московского гор. пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 53–56.
5. Самохин И. С., Соколова Н. Л., Сергеева Н. Г. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 234–253.
6. Волочков А. А. Успеваемость и когнитивное развитие в зависимости от учебной активности школьника // Вестн. Пермского гос. гуманит.-пед. ун-та. Серия № 1: Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 87–97.
7. Краснов А. В. Профессиональная активность учителя начальных классов как предиктор успешности его учеников // Вестн. Пермского гос. гуманит.-пед. ун-та. Серия № 1: Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С. 85–90.
8. Мишина М. М., Серебрякова Н. В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с успешностью учебной деятельности подростков // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. 2015. № 4. С. 120–131.
9. Моросанова В. И., Цыганов И. Ю., Ванин А. В., Филиппова Е. В. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: их взаимосвязь и вклад в успешность обучения // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 32–45.
10. Белошистая А. В. Новая методическая система развития пространственного мышления учащихся I–IV классов // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 16–22.
11. Василенко А. В. Систематизация задач на развитие пространственного мышления учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 460–470.
12. Далингер В. А. Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как фактор успешности ученика в учебном процессе // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5/2. С. 206–209.
13. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл: Per Se, 2000. 685 с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
15. Семаго М. М. Пространственно-временные репрезентации как структурно-содержательные характеристики пространства ментального опыта (к вопросу о механизмах обеспечения мыслительной деятельности) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 131–140.
16. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005. 319 с.
17. Сорокова М. Г., Ермаков С. С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 4. С. 56–70.
18. Крещенко О. Ю., Хромова С. К. Гендерные особенности речевого развития и сформированность навыков письма и чтения у детей 9–10 лет // Новые исследования. 2011. № 4 (29). С. 14–27.
19. Бенданс Т. В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2009. 431 с.
20. Волкова Е. В. Единство диференционно-интеграционных механизмов развития специальных способностей и креативности в контексте роста научных знаний // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 1. С. 54–70.
21. Коногорская С. А. Половозрастные особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся: дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2015. 241 с.
22. Коногорская С. А. Прогностические возможности пространственных и вербальных тестов в диагностике возникновения трудностей обучения у младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 5 (133). С. 149–154.
23. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6 классах: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. 192 с.
24. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский гос. ун-т, 2005. 174 с.
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 142 — 152
Скачиваний: 1740