Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №2 РАННИЙ МАТЕРИНСКИЙ КОПИНГ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

РАННИЙ МАТЕРИНСКИЙ КОПИНГ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Еремина Юлия Анатольевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-37-47

Информация об авторе:

Еремина Юлия Анатольевна, медицинский психолог, Областная детская больница, консультативно-диагностическая поликлиника (пр. Кирова, 14а, Томск, Россия, 634041). E-mail: yuaeremina@mail.ru

Рассматривается система «мать – ребенок» в раннем детстве с точки зрения взаимосвязи совладающего поведения матери и психосоциального развития ребенка. Подчеркивается целесообразность изучения психического развития ребенка раннего возраста в рамках его взаимодействия с матерью как единой системы, поскольку благодаря симбиотическому характеру их взаимоотношений и незрелости психики ребенка влияние матери на его развитие в первые три года жизни перекрывает все остальные факторы. Обращается внимание также на то, что специфичность трудных ситуаций в процессе материнско-детского взаимодействия актуализирует характерный для матери стиль такого особого социального поведения, как копинг-поведение. Предложено и сформулировано понятие раннего материнского копинга. Представлены эмпирические результаты раннего материнского копинга, выявлены его нормативные показатели.

Ключевые слова: копинг, копинг-поведение, ранний материнский копинг, копингстратегии, совладающее поведение, стратегии совладания, конструктивные стратегии совладания, матери, воспитывающие детей раннего возраста, ранний возраст, психосоциальное развитие

Библиография:

1. Короткова Н. А., Федорова Т. А. Стресс после родов – последствия для матери и ребенка // Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т. XVII, № 4. С. 139–141.

2. Ишмуратова Е. М. Дети раннего возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: психолого-педагогическая характеристика и прогноз // Вестн. Московского гор. пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 1 (15). С. 88–95.

3. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 42–48.

4. Подобина О. Б. Совладающее поведение на этапе принятия роли матери // Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 3. С. 96–108.

5. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. 288 с.

6. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В. Семья: стресс, копинг, адаптация: проблемы психологии совладающего поведения. Кострома: КГУ им. H. A. Некрасова, 2003. 170 с.

7. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 106 с.

8. Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.: Жизнь и мысль, 1999. 192 с.

9. Еремина Ю. А. Доминирующие копинг-стратегии матери, воспитывающей ребенка раннего возраста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 77–81.

10. Еремина Ю. А. Особенности совладающего поведения матерей, воспитывающих детей первых лет жизни с разным уровнем социального развития // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 16–24.

11. Hobfoll S. E., Lerman М. Personal relationships, personal attitudes, and stress resistance: mother´s reactions to the child´s illness // American Journal of Community Psychology. 1989. Vol. 16.

12. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери: пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 80 с.

13. Куфтяк Е. В. Психология семейного совладания: дис. … д-ра психол. наук. Кострома, 2011. 477 с.

14. Маленова А. Ю., Боровикова А. В. Влияние эмоциональных состояний на удовлетворенность браком и копингповедение супругов в период раннего родительства // Вестн. Омского гос. ун-та. Серия: Психология. 2008. № 2. С. 32–43.

15. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.

eryemina_i._a._37_47_2_16_2017.pdf ( 465.65 kB ) eryemina_i._a._37_47_2_16_2017.zip ( 457.52 kB )

Выпуск: 2, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Страницы: 37 — 47

Скачиваний: 1558

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ