ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ВУЗЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-70-78
Рассматривается проблема профессиональной подготовки учителей-логопедов для реализации задач образования инклюзивного образования. Приведены государственные документы, в которых обозначены направления деятельности педагогов в условиях инклюзии для обучения и развития лиц с особыми образовательными потребностями. Обосновано обновление требований к учителю-логопеду в условиях инклюзии. Рассматривается необходимость развития у будущих учителей-логопедов готовности к работе в условиях инклюзии с лицами с ограниченными возможностями здоровья, готовности к самостоятельной разработке и реализации индивидуальной программы развития обучающихся с особенными образовательными потребностями. Выявлены изменения в содержании компетенций в новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия. Выявлена актуализация рефлексивной компоненты в содержании компетенций будущих учителей-логопедов и формировании инклюзивной компетентности. Проанализированы определения, связанные с инклюзивным образованием: инклюзия, инклюзивно ориентированное образование, инклюзивная компетентность. Введен новый термин «инклюзивно ориентированная подготовка» на основе теоретического анализа и с учетом компетентностного подхода.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивно ориентированное образование, новые требования к учителю-логопеду, инклюзивно ориентированная подготовка учителей-логопедов, рефлексивная компонента, инклюзивная компетентность
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. Направление подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование». 2015. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm801-1.pdf (дата обращения: 29.01.2016).
2. Аверина М. Н., Воронин А. В. Структура общепрофессиональных умений педагога: рефлексивный компонент // Ярославский пед. вестник. 2013. Т. II, № 2. С. 113–118.
3. Трунцева Т. Н. Аттестация педагогов. Проектирование программы саморазвития. М.: Изд-во «Вако», 2013. 160 с.
4. Артюшенко Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 23 с.
5. Отрощенко А. Инклюзивное образование: не строиться под «норму». URL: https://www.miloserdie.ru/auctor/anastasiyaotroshhenko/ (дата обращения: 30.04.2016).
6. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2011. 26 с.
7. Тимохина Т. В. Инклюзивно ориентированное образование // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Вып. 3. Май – июнь 2014. URL: http://publ.naukovedenie.ru/ (дата обращения: 30.04.2016).
8. Кузьмина О. С. Актуальные вопросы подготовки педагогов в условиях инклюзивного образования // Вестн. Омского ун-та. 2013. № 2. С. 191–194.
9. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
10. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 213 c.
11. Корженевич Т. Л. Формирование у будущего педагога-дефектолога компетентности взаимодействия с ребенком с отклонениями в развитии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2010. 24 с.
12. Мёдова Н. А. Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности к реализации инклюзивного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 5 (170). С. 70–73.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 70 — 78
Скачиваний: 1324