Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №2 РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Кривоногова Ольга Анатольевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-164-182

Информация об авторе:

Кривоногова О. А., аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: koa1979@sibmail.com

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей. В связи с этим задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству старших дошкольников приобретает особую актуальность. Существующие многочисленные исследования речевого творчества дошкольников отражают различные теоретические и практико-ориентированные подходы, касающиеся отдельных вопросов обучения детей творческому рассказыванию, но не дают целостного представления о развитии способности ребенка к сочинению сказок. На основе анализа психолого-педагогических исследований и публикаций раскрываются структура, этапы, механизмы и уровни развития способности детей 5–7 лет к сочинению сказок.

Ключевые слова: способность к сочинению сказок, старшие дошкольники, структура, этапы, механизмы, уровни развития

Библиография:

1. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко. М.: ПЕРСЭ, 2003. 144 с.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.

4. Терешонок Т. В. Основные направления исследования способностей в психологии // Вестн. Красноярского гос. аграрного ун-та. 2009. Вып. 10. С. 152–162.

5. Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (153). С. 80–86.

6. Кривоногова О. А. Сочинение сказок как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию способности к речевому творчеству // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.

7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 73 с.

8. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 192 с.

9. Дьяченко О. М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 98–109.

10. Школа эстетического воспитания / под общ. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 352 с.

11. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приокское книжное изд-во, 1993. 264 с.

12. Киселёва О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: учебное пособие для студентов специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология». Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. 84 с.

13. Дьяченко О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С. 43–47.

14. Дьяченко О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 1993. № 8. С. 46–51.

15. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: коллективная монография / под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224 с.

16. Киселёва О. И. Использование метода наглядного моделирования в обучении детей монологической речи: учебное пособие для студентов специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология». Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. 32 с.

17. Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Изв. Российского гос. пед. ун-та. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. № 100. С. 7–18.

18. Шадриков В. Д. Способности человека. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 288 с.

19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 256 с.

20. Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.: ПЕРСЭ: Логос, 2004. 319 с.

21. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 441 с.

22. Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007. 244 с.

23. Краснова В. А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников: на материале сказок: дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 182 с.

24. Журавлева И. А., Саликова Э. М. В. Восприятие дошкольником художественного образа // Среднее профессиональное образование. 2013. Вып. 8. С. 40–42.

25. Елисеева М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. М.: Сфера, 2008. 64 с.

26. Мухина В. С. Детская психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

27. Жигалик М. А. Дифференцированный подход к развитию познавательной активности старших дошкольников средствами наглядного моделирования: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2008. 182 с.

28. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

29. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 6. С 64–76.

30. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 43–50.

31. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов средн. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2001. 336 с.

32. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. 342 с.

33. Белькович В. Ю. Системный подход к развитию наглядно-образного мышления младших школьников при ознакомлении с природой: монография. Тюмень: ТОГИРРО, 2010. 122 с.

34. Ермакова Е. С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2006. 44 с.

35. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2000. 400 с.

36. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 52–59.

37. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.

38. Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Взаимосвязь психических процессов как основа для мониторинга способности к сочинению сказок у старших дошкольников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 108–117.

39. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 344 с.

40. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

41. Киселёва О. И. Метод наглядного моделирования при работе над сказкой // Начальная школа. 2006. № 2. С. 52–59.

42. Киселёва О. И. Нетрадиционные методы и приемы обучения старших дошкольников монологической речи // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3 (15). С. 60–69.

43. Ковшиков В. А., Пухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ, 2007. 223 с.

44. Дьяченко О. М. Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте // Развитие воображения дошкольника. М.: Психологический институт РАО, 1996. Гл. 1–3. С. 8–128.

45. Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Мониторинг способности к сочинению сказок у старших дошкольников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 5 (170). С. 14–19.

krivonogova_o._a._164_182_2_16_2017.pdf ( 495.69 kB ) krivonogova_o._a._164_182_2_16_2017.zip ( 485.31 kB )

Выпуск: 2, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ОБЗОРЫ

Страницы: 164 — 182

Скачиваний: 1558

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ