НЕЙРОПЕДАГОГИКА КАК ВЫРАЖЕНИЕ СИМВОЛИЗМА БИОЭТИКИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-198-208
Стремительное развитие конвергентных технологий привело к широкой популярности нейронауки и, как следствие, к добавлению префикса «нейро-» к названию различных дисциплин. Педагогика не стала исключением. Нейропедагогика должна учитывать специфику эпистемологии нейроэтики, нейроэстетики и нейрофилософии. Вместе с тем префикс «нейро-» фиксирует направленность исследуемых воздействий на головной мозг и телесность, следовательно, фиксирует необходимость учитывать биоэтическую проблематику при реализации этих воздействий. Популярность позиций нейронауки в гуманитарных исследованиях есть символическая реакция на конвергентные технологии, что можно трактовать в качестве воплощений символизма биоэтики в современной культуре. Изложены отдельные методологические результаты выполнения проекта РГНФ № 15-03-00598.
Ключевые слова: нейропедагогика, биоэтика, восприятие символизма, визуальный символизм, информационно-синергетический подход, «семиотический аттрактор»
Библиография:
1. Roco M., Bainbridge W. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2003.
2. Churchland P. Neurophilosophy: Towards a Unifi ed Understanding of the Mind-Brain. MIT Press, Cambridge, MA, 1986.
3. Алексеев А. Ю., Кузнецов В. Г., Савельев А. В., Янковская Е. А. Становление отечественной нейрофилософии // Философские науки. 2015. №11. С. 48–66.
4. Алексеев А. Ю., Дейнека Э. А., Кузнецов В. Г., Савельев А. В., Чусов А. В., Янковская Е. А. О международном междисциплинарном семинаре «Нейрофилософия» // Актуальные вопросы нейрофилософии–2015. Ежегодник. Материалы международного междисциплинарного семинара «Нейрофилософия» / ред. А. Ю. Алексеев, Д. И. Дубровский, В. Г. Кузнецов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 9–28.
5. Черчленд П. С. Нейрофилософия: мозг и нравственность // Актуальные вопросы нейрофилософии–2015. Ежегодник. Материалы международного междисциплинарного семинара «Нейрофилософия» / ред. А. Ю. Алексеев, Д. И. Дубровский, В. Г. Кузнецов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 39–54.
6. Разин А. В. О морали и нейрофилософии: вопросы и возражения // Актуальные вопросы нейрофилософии–2015. Ежегодник. Материалы международного междисциплинарного семинара «Нейрофилософия» / ред. А. Ю. Алексеев, Д. И. Дубровский, В. Г. Кузнецов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 189–196.
7. Шестакова М. А. О возможности широкого толкования законов нейроэстетики // Актуальные вопросы нейрофилософии–2015. Ежегодник. Материалы международного междисциплинарного семинара «Нейрофилософия» / ред. А. Ю. Алексеев, Д. И. Дубровский, В. Г. Кузнецов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 196 – 201.
8. Москвин В. А., Москвина Н. В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2001. № 4. С. 34–39.
9. Алексеев А. Ю. Коннекционизм как инженерная методология биомедицинской радиоэлектроники // Биомедицинская радиоэлектроника. 2014. № 4. С. 7–8.
10. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
11. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. 374 с.
12. Клемантович И. П., Степанов В. Г. Нейропедагогика: предмет исследования // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–11. С. 2464–2468.
13. Макарова Л. Н. Нейропедагогические условия развития критического мышления преподавателя и студента // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9, № 9. С. 159–166.
14. Подлиняев О. Л., Морнов К. А. Актуальные проблемы нейропедагогики // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2015. № 3–1. С. 126–129.
15. Тункун Я. А. Основы нейропедагогики: история, теория и практика // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 73–2. С. 203–208.
16. Клемантович И. П., Степанов В. Г., Седых В. В., Фарниева М. Г. Эмоциональный интеллект и девиантное поведение юношей // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–2. С. 360–363.
17. Морнов К. А., Подлиняев О. Л. Дидактогенные стрессы у современных школьников: причины возникновения, пути профилактики и коррекции // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 3 (25). С. 198–203.
18. Москвина Н. В., Москвина К. В., Ракитина М. А. Коррекция детей с умственной отсталостью методами нейропедагогики // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития»: сборник / под общ. ред. Р. Л. Ивановой, О. В. Козыреваой. М.: Изд-во Российского гос. ун-та физ. культуры, спорта, молодежи и туризма, 2013. С. 186–188.
19. Черниговская Т. В. Конь и трепетная лань: ученый на стыке наук // Актуальные вопросы нейрофилософии–2015. Ежегодник. Материалы международного междисциплинарного семинара «Нейрофилософия» / ред. А. Ю. Алексеев, Д. И. Дубровский, В. Г. Кузнецов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 54–65.
20. Марш Г. Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии. М.: Изд-во «Э», 2016. 320 с.
21. Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. М.: Языки славянской культуры, 2013. 448 с.
22. Алексеев А. Ю. Философия искусственного интеллекта: нейрокомпьютерные реализаторы когниций // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2014. № 4. С. 7–8.
23. Zuk J., Benjamin C., Kenyon A., Gaab N. Behavioral and Neural Correlates of Executive Functioning in Musicians and Non-Musicians. PLoS One. 2014.
24. Мелик-Гайказян И. В., Мещерякова Т. В. Клятва Гиппократа: трансформация семантики и возрождение прагматики // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 9, № 1. С. 35–44.
25. Mescheryakova T. V., Melik-Gaykazyan I. V., Melik-Gaykazyan M. V. Place of Bioethics in Knowledge Management in the Information Society // Proceedings of The 28th International Business Information Management Association Conference. November 9–10, 2016, Seville, Spain. P. 2187–2186.
26. Мещерякова Т. В. Биоэтика на пересечении научного и вненаучного знания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 216–221.
27. Горбулёва М. С. Применимость принципов биоэтики в высшем образовании // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 116–121.
28. Мелик-Гайказян И. В. Проблемы образования как последствия темпа социокультурных трансформаций // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 102–116.
29. Кузнецов В. Г. Нейрофилософия и обоснование внутреннего мира человека // Актуальные вопросы нейрофилософии–2015. Ежегодник. Материалы международного междисциплинарного семинара «Нейрофилософия» / ред. А. Ю. Алексеев, Д. И. Дубровский, В. Г. Кузнецов. М.: ИИнтелл, 2016. С.65–75.
30. Алексеев А. Ю., Кузнецов В. Г., Петрунин Ю. Ю., Савельев А. В., Янковская Е. А. Нейрофилософия как концептуальная основа нейрокомпьютинга // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2015. № 5. С. 69–77.
31. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука, 1998. 192 c.
32. Мелик-Гайказян И. В. Интеллектуальный салон, идея процесса и проблема измерения // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. 20, № 2. С. 127–141.
33. Мелик-Гайказян И. В. Технонаука: рождение нового символизма // V Всероссийский фестиваль науки. XIX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 20–24 апреля 2015 г.): в 5 т. Т. IV. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2015. С. 337–342.
34. Мелик-Гайказян И. В. Вавилонская башня – метафора о «семиотическом аттракторе» динамики Hi-Tech // Философия науки и техники. 2016. Т. 21, № 1. С. 92–103.
35. Мелик-Гайказян И. В. Моделирование образовательных систем: исследовательская программа // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 89–94.
36. Мелик-Гайказян И. В. Проблемы образования как последствия темпа социокультурных трансформаций // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 102–116.
37. Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика: способ измерения эгоизма власти // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 255–261.
38. Мелик-Гайказян И. В. Новая культура для новых людей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 33–44.
39. Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Мелик-Гайказян М. В. Почему российские защитники животных такие и так действуют? // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 157–158.
40. Мелик-Гайказян И. В. Диагностика memory-turn, или биоэтическое измерение проблем профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 244–247.
41. Мелик-Гайказян И. В. Memory-turn: архитектура биоэтики как диагностика нового поворота в философии // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 4. С. 165–179.
42. Мелик-Гайказян И. В. Взаимосвязи биоэтики и теории самоорганизации // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1, № 3. С. 139–143.
43. Мелик-Гайказян И. В. Метафоры биоэтики как предчувствия гуманитарной революции // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4. С. 178–186.
44. Мелик-Гайказян И. В. Символизм биоэтики в исследованиях трансформации современной культуры // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 4. С. 175–183.
45. Первушина Н. А. Эффективность применения визуальных средств обучения: определение границ // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 121–126.
46. Первушина Н. А. Успешность визуализации информации в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Reviev). 2013. № 2 (2). С. 30–35.
47. Первушина Н. А. Подход к упорядочению процессов восприятия визуальной информации и роль музея в современной культуре // Вестн Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 167–172.
48. Первушина Н. А. Границы применимости психологических теорий восприятия визуальной информации // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 1 (3). С. 140–146.
49. Мелик-Гайказян И. В. Семиотика образования, или «ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. 2014. Т. 1, № 4. С. 14–27.
50. Мелик-Гайказян И. В. Волшебство для Золушки: о процедуре измерений в гуманитарных исследованиях // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 144–149.
51. Льюис Д. Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015. 304 с.
52. Evdokimov K. V., Kuznetsov V. G., Melik-Gaykazyan I. V., Melik-Gaykazyan M. V. (2016) “Semiotic Attractor”: A Model for the NBICS-Technologies Coherence Management. Proceedings of The 27th International Business Information Management Association Conference. May 4–5, 2016, Milan, Italy. P. 355–361.
53. Melik-Gaykazyan I. V., Melik-Gaykazyan M. V., Mescheryakova, T. V., Sokolova N. S. The Model of Bioethics as «Semiotic Attractors» for Diagnosing Innovative Strategies of Training Specialists for NBICS-Technologies Niche // SHS Web of Conferences. EDP Sciences, 2016. V. 28. DOI: 10.1051/ shsconf/20162801069.
54. Evdokimov K. V., Kuznetsov V. G., Melik-Gaykazyan I. V., Melik-Gaykazyan M. V. (2016) Semiotic Interpretation of Lotka–Volterra Model and its Usage in Knowledge Management // SHS Web of Conferences. EDP Sciences, 2016. V. 28. DOI: 10.1051/shsconf/20162801033.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 198 — 208
Скачиваний: 1206