УНИВЕРСИТЕТ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ГОРОДА Т. Л.
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-209-219
Обосновывается идея о миссии современного университета как механизма развития той территории, на которой он расположен, и, поскольку университет, особенно крупный, находится, как правило, в мегаполисе, его задача заключается в том, чтобы аккумулировать возникающие в различных сферах городской жизнедеятельности проблемы, проводить исследования для выявления первоисточников этих проблем и предлагать варианты их решения. Речь идет о создании мультивекторного центра (или центров) изучения городских проблем на базе университета, цель которого – служить генератором инновационных идей по заказу сообщества. Стране не хватает качественного человеческого капитала, и именно университет выступает его кузницей. Чтобы справиться с задачей привить желание заниматься исследовательской работой и сформировать навыки предпринимательства у молодежи, необходима реформа образовательного процесса, в котором достойное место заняли бы горизонтальные связи студенческих автономных научных коллективов, работающих в различных научных направлениях в тесной связи с конкретным производством и конкурирующих за внутривузовскую и вневузовскую грантовую поддержку. Указаны основные задачи вуза как драйвера территории в их связи с некоторыми способами организации процесса получения знаний, командной работой, например, над конкретным проектом, актуальным для инновационного развития города. Обозначены основные направления развития, которые будут характерны для всех мегаполисов – в их русле студенческие разработки будут востребованы в течение ближайших десяти лет. Утверждается, что интенсивное сотрудничество всех структур города и университета позволит значительно повысить уровень качества человеческого капитала, потребность в котором ощущается во всех областях экономической и неэкономической деятельности.
Ключевые слова: экономика знаний, миссии университета, человеческий капитал, центр инновационных технологий, образовательный процесс, градообразующие предприятия
Библиография:
1. Кулешов В. В., Унтура Г. А., Маркова В. Д. Развитие экономики знаний: роль инновационных проектов в программе реиндустриализации региона // Регион: экономика и социология. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. Вып. 3 (91). С. 28–54.
2. Владимирова Л. П. Экономика труда. М., 2009. 624 с.
3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
4. Михеева Ю. В., Петрова Л. А., Алексеева А. В. Основные изученные аспекты психического здоровья личности // Современные исследования социальных проблем. 2010. №1 (01). C. 63–64.
5. Павлова Ю. Н. Инновационная экономика и профессиональное образование // Молодой ученый. Kazan. 2015. Вып.11 (91). C. 102–104.
6. Рейтинг вузов «Три миссии университета» запущен в России [Электронный ресурс] http://pasmi.ru/archive/161290 (дата обращения 15.11.2016).
7. Стенограмма Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 10.12. 2016).
8. Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И., Ульянова Н. Ю. Доверие и идентичность как факторы эффективности производственных групп // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 29–42.
9. Гордеева Т. О., Гижицкий В. В., Сычёв О. А., Гавриченкова Т. К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016, Т. 37, № 2. С. 57–68.
10. Разумникова О. М. Связь интеллекта и личностных черт с креативностью студентов математиков и гуманитариев // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 1. С. 69–78.
11. Глобальные вызовы современности и социальные стратегии российской системы образования. Материалы междунар. науч. конф. 17–18 декабря 2013. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 604 с.
12. Темиров И. Город без опасности. Презентация программы «Безопасный интеллектуальный город» // Интеллект & Технологии. 2012. № 1 (2). С. 16–23.
13. Шалагинов А. Как сделать город умнее. Решение Smart city // Connect. Мир связи. 2012. № 11 (199). C. 34–35.
14. Шнепс-Шнеппе М. А. Как строить умный город. Ч. 1. Проект «Smart cities and communities» в программе ЕС Horison 2020 [How to build a smart city. Part 1. The project «Smart Cities and Communities» in the EU Horison 2020] // Международный журнал открытых информационных технологий (International Journal of Open Informational Technologies). 2016. Вып. № 1 (4). C. 12–19.
15. Цветкова В. А., Мельникова Е. В., Мельников О. А. Пути модернизации национального информационного механизма для обеспечения инновационного развития общества // Россия: тенденции и перспективы развития. Вып. 7, ч. 1. М.: ИНИОН РАН, 2012. С. 432–441.
16. 03.12.2016 ВЭФ: Инновационные технологии 2020–30-х годов [Электронный ресурс] http://innopraktika.ru/upload/Digest_08.12.pdf (дата обращения: 15.12.2016).
17. Молчановский Л., Мельников О. Концепция «интеллектуального здания» и перспективы ее развития // Connect! Мир связи. 2012. № 3. С. 68–71.
18. Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине: сборник трудов I Международной научно-практической конференции «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине», 23–26.11.2010, Санкт-Петербург, Россия / под ред. А. П. Кудинова, Б. В. Крылова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. Т. 4. 402 с.
19. Путешествуй по России [Электронный ресурс] http://strana.ru/ (дата обращения: 12.12.2016).
20. Visit Russiа. Время отдыхать в России [Электронный ресурс] http://www.visitrussia.com/ (дата обращения: 12.12.2016).
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 209 — 219
Скачиваний: 1283