Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №3 ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Смирнова Полина Викторовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-84-92

Информация об авторе:

Смирнова Полина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Московский городской педагогический университет (2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226). E-mail: polina_frolova@hotmail.com

Сегодня наблюдается разнообразие моделей когнитивного развития детей в младшем возрасте благодаря увеличению возможностей семьи разнообразить специфическую среду развития. В ходе лонгитюдного исследования выявлены формы демонстрации ребенком исследовательского поведения. Выделены детерминанты, подталкивающие или тормозящие развитие исследовательской активности в раннем возрасте. Предложен авторский диагностический инструментарий: опорный бланк регистрации исследовательского поведения для проведения наблюдения за деятельностью ребенка в домашней среде; схема проведения психолого-педагогического анализа домашней среды ежедневного пребывания ребенка; опросник для родителей (письменная и устная формы); анализ родительских дневников; составление обобщающей карты развития ребенка. Зафиксированы взаимосвязи уровня проявления исследовательской активности в раннем возрасте и факторов домашней среды. Предпринята попытка выявить особенности организации современной городской домашней среды ребенка. Описанные показатели подтверждают усиление влияния фактора домашней среды на демонстрацию ребенком различных форм исследовательского поведения. Чем больше у ребенка в раннем детстве возможностей проявлять исследовательское поведение, тем больше у него шансов для развития когнитивных и творческих способностей.

Ключевые слова: формы проявления исследовательского поведения, ранний возраст, домашняя среда, когнитивное развитие, уровни развития исследовательского поведения

Библиография:

1. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: ПЭР СЭ-Пресс, 2000. 241 с.

2. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб.: Питер, 2004. 272 с.

3. Voss H.-G., Keller H. Curiosity and exploration: A program of investigation // The German journal of psychology. 1986. Vol. 10 (4). Pp. 327–337.

4. Егорова М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 36–46.

5. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб.: СПбГИПСР, 2010. 711 с.

6. Barker R. G. Prospecting environmental psychology: Oskaloosa revisited // Handbook of Environmental Psychology. Vol. 2 / ed. by D. Stokols, I. Altman. N.Y., 1987. Pp. 1413–1432.

7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопросы психологии. 1966. № 1. С. 62–76.

8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. М.: Академия, 1999. 456 с.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 560 с.

10. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002. 204 с.

11. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Институт психологии РАН, 2006. 463 с.

12. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2010. 384 с.

13. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола,1995. 345 с.

14. Brandon C. Roya, Michael C. Frankb, Philip DeCampa, Matthew Millera, and Deb Roya. Predicting the birth of a spoken word. URL: http://www.pnas.org/lookup/suppl/doi:10.1073/pnas.1419773112/-/DCSupplemental (дата обращения: 02.12.2015).

15. Смирнова П.В. Особенности восприятия жилой среды старшими дошкольниками // Вестник МГПУ. 2012. № 4. Серия: Педагогика и психология. С. 54–62.

16. Honor C. The power of play: A research summary on play and learning. Minnesota Children’s Museum. URL: http://www.mcm.org/uploads/MCMResearchSummary.pdf (дата обращения: 01.02.2016)

smirnova_p._v._84_92_3_17_2017.pdf ( 427.67 kB ) smirnova_p._v._84_92_3_17_2017.zip ( 420.01 kB )

Выпуск: 3, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА

Страницы: 84 — 92

Скачиваний: 1580

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ