Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.07.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №4 ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ

Авчинникова Дарья Андреевна, Авчинникова Светлана Олеговна

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-40-46

Информация об авторе:

Авчинникова Дарья Андреевна, студент, Смоленский государственный медицинский университет (ул. Крупской, 28, Смоленск, Россия, 214019). E-mail: avch13d@yandex.ru Авчинникова Светлана Олеговна, профессор кафедры социальной работы, Смоленский государственный университет (ул. Пржевальского, 4, Смоленск, Россия, 214000). E-mail: avsh73@mail.ru

В контексте гуманизации высшего профессионального образования рассматривается проблема выявления студентов, подверженных дистрессовым состояниям в период сессии. Отмечается, что данных о влиянии межполушарных различий на стрессоустойчивость в науке недостаточно. Обозначена специфика экзаменационного стресса как одной из разновидностей социального, названы основные стрессогенные факторы экзаменационного периода. Дан обзор позиций в отношении психологических различий, приписываемых лицам с доминированием правой и левой руки. Продиагностирован по методике PSM-25 уровень стресса у студентов в межсессионный и экзаменационный периоды, зафиксировано его возрастание до средних значений. Проведено сравнение уровня академического стресса у студентов-правшей и левшей на основе измерения феноменологической структуры его переживания. Сопоставлена когнитивная, соматическая и эмоциональная симптоматика стресса у правшей и левшей на основе их самооценивания. Выявлены различия в их эмоциональных реакциях на стресс. При оценивании экзаменационного волнения в целом левши воспринимают ситуацию более драматично, что подтверждается статистически. Выполнен качественно-содержательный анализ стратегий преодоления стресса студентами с разным типом межполушарной асимметрии. Обнаружены различия в эмоциональном копинге правшей и левшей, у первых преобладают относительно-продуктивные стратегии, у вторых – непродуктивные. Когнитивные и поведенческие стратегии в обеих группах являются относительно-продуктивными. По совокупности показателей установлен более высокий риск экзаменационного стресса для левшей. Полученные данные расширяют психологические представления об индивидуальных различиях индивидов, связанных с мануальностью, и позволяют обеспечить индивидуально-типологический подход к профилактике деструктивных последствий экзаменационного стресса.

Ключевые слова: студенты, стресс, экзаменационный стресс, копинг

Библиография:

1. Экология человека: словарь-справочник / под общ. ред. академика РАМН Н. А. Агаджаняна; авт.-сост.: Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин, П. С. Турзин, А. Е. Северин, Л. И. Дубовой, Н. В. Ермакова. М.: КРУК, 1997. 208 с.

2. Лавров О. В., Балмасова И. П. Экзаменационный стресс: кластерно-иммунологическая модель. М., 2014. 255 с.

3. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 3. С. 131–135.

4. Каширина Л. В., Краева К. В., Верба И. К. Копинг-поведение студентов в условиях экзаменационного стресса // Психология. Экономика. Право. 2013. № 4. С. 15–24.

5. Репина Д. А., Раскина Е. А., Новикова А. О., Дорохов Е. В., Карпов А. В. Гендерные особенности психофизиологического состояния студентов во время экзаменационного стресса // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 2. С. 115–117.

6. Шарыпова Н. В., Свешников А. А. Влияние экзаменационного стресса на адаптационные реакции у студенток с разным соматотипом // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 3. С. 106–107.

7. Рукавишников А. В. Влияние экзаменационного стресса на эффективность сдачи экзаменов студентами различных психологических типов // Достижения вузовской науки. 2016. № 23. С. 103–109.

8. Андреева Е. А., Соловьева С. А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 1 (14). С. 140–143.

9. Backovic’ D. V. Stress and mental health among medical students // SrpArhCelokLek. 2013. Vol. 141 (11–12). P. 780–784.

10. Dyrbye L. N., Thomas M. R., Shanafelt T. D. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U.S. and Canadian medical // Acad. Med. 2006. Vol. 81, № 4. P. 354–373.

11. Lay C., Schouwenburg H. Trait procrastination, time management and academic behavior // J. Soc. Behav. Pers. 1993. Vol. 84. P. 647–662.

12. Lazarus R. S. Progress on a cognitive motivational-relational theory of emotion // American Psychologist. 1991. Vol. 46. Р. 819–837.

13. Al-Dubai S. A., Al-Naggar R. A., Alshagga M. A. Stress and coping strategies of students in a medical faculty in Malaysia // Malays. J. Med. Sci. 2011. Vol. 18 (3). P. 57–64.

14. Abella R., Heslin R. Appraisal processes, coping, and the regulation of stress-related emotions in a college examination // Basic and ApplSoc Psych. 1989. Vol. 10 (4). P. 311–327.

15. Avchinnikova D. Comparaive characteristics of temperamental features of the “right handers” and the “left-handers” // 13TH Warsaw Internional medical congress for young scientists. Warshaw: Medical University of Warsaw, 2017. P. 258–259.

avchinnikova_d._a._40_46_4_18_2017.pdf ( 435.18 kB ) avchinnikova_d._a._40_46_4_18_2017.zip ( 425.58 kB )

Выпуск: 4, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

Страницы: 40 — 46

Скачиваний: 1558

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ